Компаунд-паровоз (употребляется также вариант «паровоз-компаунд») — паровоз, использующий машину, работающую по системе компаунд (с двойным или более расширением пара), которая по сравнению с простыми имеет более высокую экономичность. С 1880-х годов компаунд-паровозы стали серийно выпускаться для железных дорог Европы (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Россия, Франция) и США, а позже и Океании. В 1890-х они уже имели преимущество в локомотивном парке этих стран.
В основном на компаунд-паровозах были установлены двух- и четырехцилиндровые машины с двойным расширением пара. Бурное развитие железнодорожного транспорта в Российской империи во второй половине XIX столетия стало толчком для строительства Коломенского машиностроительного завода, который занимает исключительное место в истории края, а также Московской губернии и России. Начало ему было положено в 1863 году, когда военный инженер Аманд Струве арендовал у крестьян села Боброво земли и оформил документ, дающий ему право «производить разные постройки, как заводские, так и фабричные». Первой продукцией предприятия были металлические конструкции для мостов, прежде выписываемые из-за границы. В 1869 году коломенское предприятие приступило к созданию паровозов.
Макет паровоза системы компаунд 1869 года представлен в экспозиции Коломенского краеведческого музея. Свои паровозы завод поставлял для Закавказской, Николаевской, Московско-Казанской и Санкт-Петербургско-Варшавской железных дорог. Вторым в России коломенское предприятие приступило к изготовлению вагонов различного типа: для перевозки угля, торфа, скота. В конце 1890-х на паровозах стали применять пароперегреватели: теперь пар из котла, поступая в пароперегреватель, дополнительно нагревался до более высокой температуры, что также повышало его давление. Из-за появления пароперегревателей, которые позволили повысить производительность более дешевым способом, выпуск паровозов с системой компаунд после 1900 года почти полностью прекратился, так как при работе на перегретом паре полученная экономия была относительно небольшой и не могла компенсировать более дорогие техническое обслуживание и ремонт.
В основном на компаунд-паровозах были установлены двух- и четырехцилиндровые машины с двойным расширением пара. Бурное развитие железнодорожного транспорта в Российской империи во второй половине XIX столетия стало толчком для строительства Коломенского машиностроительного завода, который занимает исключительное место в истории края, а также Московской губернии и России. Начало ему было положено в 1863 году, когда военный инженер Аманд Струве арендовал у крестьян села Боброво земли и оформил документ, дающий ему право «производить разные постройки, как заводские, так и фабричные». Первой продукцией предприятия были металлические конструкции для мостов, прежде выписываемые из-за границы. В 1869 году коломенское предприятие приступило к созданию паровозов.
Макет паровоза системы компаунд 1869 года представлен в экспозиции Коломенского краеведческого музея. Свои паровозы завод поставлял для Закавказской, Николаевской, Московско-Казанской и Санкт-Петербургско-Варшавской железных дорог. Вторым в России коломенское предприятие приступило к изготовлению вагонов различного типа: для перевозки угля, торфа, скота. В конце 1890-х на паровозах стали применять пароперегреватели: теперь пар из котла, поступая в пароперегреватель, дополнительно нагревался до более высокой температуры, что также повышало его давление. Из-за появления пароперегревателей, которые позволили повысить производительность более дешевым способом, выпуск паровозов с системой компаунд после 1900 года почти полностью прекратился, так как при работе на перегретом паре полученная экономия была относительно небольшой и не могла компенсировать более дорогие техническое обслуживание и ремонт.