В 1783 году маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал на реке Соне во Франции «Пироскаф» — первое достоверно задокументированное судно, приводимое в движение па́ром. Оно прошло около 365 м за 15 минут, после чего сломался двигатель. Продолжать работу над судном маркиз не стал. Первый рабочий пароход создал Роберт Фултон в 1807 году — его «Клермонт» ходил в рейсы по реке Гудзон.
В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колеса, но к XX веку их вытеснил более прогрессивный гребной винт. Топливом для паровых машин служил сначала уголь, позже — нефтепродукты.
Самым известным в мире пароходом является «Титаник», затонувший 14 апреля 1912 года во время своего первого путешествия. Он был крупнейшим на то время судном — в движение его приводили две четырехцилиндровые паровые машины и паровая турбина. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тысяч лошадиных сил. Лайнер мог развивать скорость до 42 км/ч (23 узлов).
Морские суда с поршневой паровой машиной перестали строить в 1980-х годах, речные — еще раньше. Их массово списывали в связи с физическим и моральным устареванием, хотя некоторые все еще находятся в эксплуатации — действующих речных пароходов во всем мире осталось всего несколько десятков.
Грузопассажирский речной пароход «Святитель Николай» построили в 1886 году в Тюмени. Он принадлежал купцу Александру Сибирякову и курсировал между Енисейском, Красноярском и Минусинском.
После окончания строительства железной дороги Красноярск — Иркутск в 1898–1900 годах Ангаро-Енисейское пароходство Сибирякова прекратило свою работу и распродало все суда. Пароход «Св. Николай» отошел «Енисейской компании пароходства и торговли». В 1920 году его переименовали в «Николай», а в 1927-м переоборудовали в нефтеналивную баржу.
В 1970 году пароход стал музеем — первую развернутую на нем экспозицию посвятили жизни Ленина в ссылке и его пребыванию на судне во время поездки из Красноярска в Минусинск 30 апреля 1897 года. В настоящее время «Св. Николай» стоит на набережной Енисея в центре Красноярска и по-прежнему используется в качестве судна-музея с площадью экспозиции в 300 кв. метров. Его макет из металла, дерева и пластмассы собрали в 1970 году макетчики Красноярского политехнического института во главе с инженером-моделистом Л.И. Осипенко.
В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колеса, но к XX веку их вытеснил более прогрессивный гребной винт. Топливом для паровых машин служил сначала уголь, позже — нефтепродукты.
Самым известным в мире пароходом является «Титаник», затонувший 14 апреля 1912 года во время своего первого путешествия. Он был крупнейшим на то время судном — в движение его приводили две четырехцилиндровые паровые машины и паровая турбина. Вся силовая установка обладала мощностью 55 тысяч лошадиных сил. Лайнер мог развивать скорость до 42 км/ч (23 узлов).
Морские суда с поршневой паровой машиной перестали строить в 1980-х годах, речные — еще раньше. Их массово списывали в связи с физическим и моральным устареванием, хотя некоторые все еще находятся в эксплуатации — действующих речных пароходов во всем мире осталось всего несколько десятков.
Грузопассажирский речной пароход «Святитель Николай» построили в 1886 году в Тюмени. Он принадлежал купцу Александру Сибирякову и курсировал между Енисейском, Красноярском и Минусинском.
После окончания строительства железной дороги Красноярск — Иркутск в 1898–1900 годах Ангаро-Енисейское пароходство Сибирякова прекратило свою работу и распродало все суда. Пароход «Св. Николай» отошел «Енисейской компании пароходства и торговли». В 1920 году его переименовали в «Николай», а в 1927-м переоборудовали в нефтеналивную баржу.
В 1970 году пароход стал музеем — первую развернутую на нем экспозицию посвятили жизни Ленина в ссылке и его пребыванию на судне во время поездки из Красноярска в Минусинск 30 апреля 1897 года. В настоящее время «Св. Николай» стоит на набережной Енисея в центре Красноярска и по-прежнему используется в качестве судна-музея с площадью экспозиции в 300 кв. метров. Его макет из металла, дерева и пластмассы собрали в 1970 году макетчики Красноярского политехнического института во главе с инженером-моделистом Л.И. Осипенко.