Доходный дом на Большой Садовой, 10 был построен в 1903–1904 годах. Эдмунд Станиславович Юдицкий стал архитектором проекта, оформлением фасадов занимался архитектор Антонин Аристархович Милков.
Дом состоит из двух корпусов: парадного пятиэтажного, который выходит фасадом на Большую Садовую, и внутреннего четырехэтажного.
Заказчиком строительства и, соответственно, владельцем здания был богатый караимский табачный фабрикант, владелец фабрики «Дукат» Илья Давидович Пигит. Жители дома и окрестных улиц прозвали дом № 10 на Большой Садовой по имени владельца — домом Пигита.
Илья Пигит занимал десятикомнатную квартиру № 5 на третьем этаже фасадного корпуса. Окна парадных помещений квартиры, то есть зала, столовой, кабинета и гостиной, выходят на Большую Садовую, окна спален — во двор. Квартира № 5 была самой роскошной в доме: ее стены украшали тонкая роспись и богатая лепнина, на полу был дубовый паркет.
Если нажать на кнопку рядом с табличкой «Квартира № 5», включится свет и появятся фигуры Ильи Пигита и его супруги Веры, а также племянников владельца — Давида Садуковича и Анны Садуковны Пигитов.
Квартира Ильи Пигита знаменита тем, что в 1918 году в ней останавливалась революционерка Фанни Ефимовна Каплан. Именно она по официальной версии следствия совершила покушение на председателя Совета народных комиссаров РСФСР Владимира Ильича Ленина. Каплан дружила с левой эсеркой Анной Пигит.
После революции дом был национализирован, и квартира Пигита, как и все остальные квартиры дома, была переделана в коммунальную. Если нажать на верхнюю кнопку слева от таблички «Квартира № 5», а потом на нижний левый рычаг, то можно увидеть, как семью Пигит перекрывает сцена коммунального застолья.
Михаил Булгаков застал именно эту, «коммунальную» часть истории здания.
В первой половине 1920-х годов в квартире № 5 были прописаны 14 человек —
немногим меньше, чем в коммунальной квартире Булгакова в соседнем
корпусе. О жизни дома Пигита до и после революции Михаил Булгаков
в 1922 году написал рассказ «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна».
В произведении история дома заканчивается колоссальным пожаром, источником
которого стала квартира № 50. В
романе «Мастер и Маргарита» Булгаков снова вернулся к этому сюжету: