Макет космического корабля «Союз» в масштабе 1:40 дает представление о том, как выглядят и устроены корабли семейства «Союз». На макете видно четкое разделение корабля на отсеки: приборно-агрегатный и орбитальный, а также спускаемый аппарат.
В приборно-агрегатном отсеке находится двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Спускаемый аппарат покрыт теплозащитой. В нем располагаются места для космонавтов, системы жизнеобеспечения и управления, парашютная система. Под теплозащитным экраном находятся двигатели мягкой посадки, а на внешней поверхности — двигатели управления спуском, они управляют ориентацией аппарата во время полёта в атмосфере.
Орбитальный отсек оснащён стыковочным узлом и системой сближения. Также в нем располагаются грузы для станции и некоторые системы жизнеобеспечения. Через посадочный люк на боковой поверхности космонавты входят в корабль на старте, на космодроме.
Разрабатывать космические корабли «Союз» в СССР начали в 1962 году под руководством Сергея Королёва для советской лунной программы. На тот момент уже были созданы корабли «Восток» и «Восход», а вскоре появился новый корабль «7К-ОК», который позднее получил название «Союз».
В апреле 1967 года в полет отправился первый пилотируемый корабль «Союз — 1». Однако окончился полет трагически: при посадке не вышел основной тормозной парашют, и спускаемый аппарат корабля врезался в землю. Погиб космонавт Владимир Комаров. После аварии конструкцию изменили, провели новые испытания. В октябре 1968 года в полет на «Союзе-3» отправился космонавт Георгий Береговой.
В 1969 году конструкторы начали разрабатывать транспортный вариант корабля с дополнительными системами связи и со стыковочным узлом, который позволял перейти из корабля через люк, не выходя в космос в скафандре. А спустя два года произошла еще одна трагедия. Корабль возвращался на Землю, спускаемый аппарат разгерметизировался, погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Знаменательным событием для кораблей этой серии стала стыковка «Союза — 19» с американским кораблем «Аполлон». Она показала, что две космические державы — СССР и США — могут плодотворно сотрудничать.
За годы использования корабли этого семейства не раз модифицировали. Современные «Союзы» позволяют доставлять в космос экипаж до трёх человек. Разрабатывает и изготавливает их ракетно-космическая корпорация «Энергия». После завершения полётов Space Shuttle в 2011 году и до первого пилотируемого полёта Crew Dragon в 2020 году «Союзы» оставались единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию.
В приборно-агрегатном отсеке находится двигательная установка, топливо для неё, служебные системы. Спускаемый аппарат покрыт теплозащитой. В нем располагаются места для космонавтов, системы жизнеобеспечения и управления, парашютная система. Под теплозащитным экраном находятся двигатели мягкой посадки, а на внешней поверхности — двигатели управления спуском, они управляют ориентацией аппарата во время полёта в атмосфере.
Орбитальный отсек оснащён стыковочным узлом и системой сближения. Также в нем располагаются грузы для станции и некоторые системы жизнеобеспечения. Через посадочный люк на боковой поверхности космонавты входят в корабль на старте, на космодроме.
Разрабатывать космические корабли «Союз» в СССР начали в 1962 году под руководством Сергея Королёва для советской лунной программы. На тот момент уже были созданы корабли «Восток» и «Восход», а вскоре появился новый корабль «7К-ОК», который позднее получил название «Союз».
В апреле 1967 года в полет отправился первый пилотируемый корабль «Союз — 1». Однако окончился полет трагически: при посадке не вышел основной тормозной парашют, и спускаемый аппарат корабля врезался в землю. Погиб космонавт Владимир Комаров. После аварии конструкцию изменили, провели новые испытания. В октябре 1968 года в полет на «Союзе-3» отправился космонавт Георгий Береговой.
В 1969 году конструкторы начали разрабатывать транспортный вариант корабля с дополнительными системами связи и со стыковочным узлом, который позволял перейти из корабля через люк, не выходя в космос в скафандре. А спустя два года произошла еще одна трагедия. Корабль возвращался на Землю, спускаемый аппарат разгерметизировался, погибли космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.
Знаменательным событием для кораблей этой серии стала стыковка «Союза — 19» с американским кораблем «Аполлон». Она показала, что две космические державы — СССР и США — могут плодотворно сотрудничать.
За годы использования корабли этого семейства не раз модифицировали. Современные «Союзы» позволяют доставлять в космос экипаж до трёх человек. Разрабатывает и изготавливает их ракетно-космическая корпорация «Энергия». После завершения полётов Space Shuttle в 2011 году и до первого пилотируемого полёта Crew Dragon в 2020 году «Союзы» оставались единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию.