В экспозиции можно увидеть макет черной арестантской кареты. В таких доставляли в Сибирь на каторгу и в ссылку преступников из дворян (каторжники из простого народа шли пешком). Такая карета представляла собой закрытый экипаж на четырех колесах, состоящий из трёх отделений. Передняя открытая часть — облучок — была предназначена для ямщика (извозчика). Основная часть — закрытый кузов — состояла из двух отделений с боковыми дверцами, на которых расположены окна с решетками. Закрытый кузов был рассчитан на двух заключённых. Задняя часть была предназначена для жандармов, сопровождавших экипаж.
Путь каторжников к месту заключения пролегал по Московско-Сибирскому тракту от Москвы до Кяхты (населенного пункта на границе с Китаем). Это была самая длинная сухопутная дорога в мире, ее длина, по некоторым подсчетам, составляла 11000 километров. Московско-Сибирский тракт также именовали то кандальным, то тюремным, то каторжным. В 1790 году в арестантской карете по Сибирскому тракту проследовал в Илимскую ссылку автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев. В 1826–1828 годах были провезены 52 декабриста, осуждённых на каторгу и ссылку.
В январе 1850 года по Московско-Сибирскому тракту на каторжные работы в Сибирь проследовали петрашевцы, среди которых был и Фёдор Достоевский. Он, как и остальные петрашевцы, ехал в открытых санях, в сопровождении жандармов. Спустя годы, в письме к брату Михаилу он так описал свой путь на каторгу: «Помнишь ли, как мы расстались с тобой, милый мой, дорогой, возлюбленный мой? Только что ты оставил меня, нас повели троих, Дурова, Ястржембского и меня заковывать…
Путь каторжников к месту заключения пролегал по Московско-Сибирскому тракту от Москвы до Кяхты (населенного пункта на границе с Китаем). Это была самая длинная сухопутная дорога в мире, ее длина, по некоторым подсчетам, составляла 11000 километров. Московско-Сибирский тракт также именовали то кандальным, то тюремным, то каторжным. В 1790 году в арестантской карете по Сибирскому тракту проследовал в Илимскую ссылку автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Александр Радищев. В 1826–1828 годах были провезены 52 декабриста, осуждённых на каторгу и ссылку.
В январе 1850 года по Московско-Сибирскому тракту на каторжные работы в Сибирь проследовали петрашевцы, среди которых был и Фёдор Достоевский. Он, как и остальные петрашевцы, ехал в открытых санях, в сопровождении жандармов. Спустя годы, в письме к брату Михаилу он так описал свой путь на каторгу: «Помнишь ли, как мы расстались с тобой, милый мой, дорогой, возлюбленный мой? Только что ты оставил меня, нас повели троих, Дурова, Ястржембского и меня заковывать…
Затем нас посадили в открытые сани, каждого особо, с жандармом, и на четырех санях, фельдфебель впереди, мы отправились из Петербурга. …Я промерзал до сердца и едва мог отогреться потом в теплых комнатах. Но, чудно: дорога поправила меня совершенно… Грустна была минута переезда через Урал. Лошади и кибитки завязли в сугробах. Была метель. Мы вышли из повозок, это было ночью, и стоя ожидали, покамест вытащат повозки. Кругом снег, метель, граница Европы, впереди Сибирь и таинственная судьба в ней, позади все прошедшее — грустно было, и меня прошибли слезы… 11 января мы приехали в Тобольск…».