В буддийской мифологии фантастическая гора Сумеру (Меру) выступает моделью мира, космическим центром вселенной. Она определяет местонахождение сторон света, которые оберегают стражи, охраняющие небеса от всякого рода зла, норовящего проникнуть в чистые миры. Колоритная скульптура, вырезанная из дерева, с тяжелым торсом, короткими конечностями и гневным выражением лица представляет одного из четырех стражей света — Махараджу Вайшравану — хранителя Севера. Он часто изображается в воинских доспехах на внешних стенах монастырей и храмов вместе с тремя другими защитниками основных сторон света. Экспонат входит в раздел «Искусство народов Востока».
Вселенная полна множества небес, Вайшравана как защитник от всего негативного правит небом, оберегающим простых людей от травм. Традиционно считается, что Вайшравана (он же Кубера) — Бог богатства, под его началом миллионы якшей (гномов) хранят в земле и пещерах несметные сокровища. Его имя означает Всеслышащий; атрибуты — зонт и мангуст, изрыгающий драгоценности (утрачены); среди верующих эти символы были особенно популярными, их можно было видеть в монастырях и в домах мирян. Великий царь — хранитель небес изображен в виде полководца, облаченного в парадные доспехи. На голове — круглая шапочка, на ногах — сапоги монгольского покроя. Лицо выражает решимость, сдержанный гнев, готовность дать отпор, у него красные брови, усы и губы, глаза подведены черным цветом. Одежда окрашена в красный цвет с обильной наводкой орнаментов под золото (желтый колер), зеленый и синий тона нанесены на отдельные детали.
В скульптуре ярко проявляется сплав буддийского канона
и народной интерпретации облика божества. На пьедестале имеется
надпись, гласящая, что это Вайшравана. По замыслу мастера, Страж северной стороны
света олицетворяет силу, способную противостоять стихиям. Он защитник учения
Будды и всех, следующих по его пути, его также почитают покровителем
боевых искусств. Тот факт, что это работа монгольского мастера, выдает одежда,
особенно характерный крой сапог с загнутым носком. Народная фантазия
наделила своего героя функциями заступника и покровителя верующих. Сочная
раскраска фигуры свидетельствует о проникновении в скульптуру черт
простонародности и фольклорности.