Японская позолоченная статуэтка «Мироку Босацу (Бодхисаттва Майтрея)» из собрания Национального художественного музея Республики Саха входит в раздел «Искусство народов Востока» и обращает на себя внимание тонкостью и изысканностью резьбы.
Бодхисаттва Мироку (Майтрея) — «пробужденный герой» — духовный практик, далеко ушедший по духовному пути, тот, чья цель — вести всех к просветлению. Он — грядущий Учитель человечества, Будда грядущего мирового порядка. Он бодхисаттва и Будда нового мира, золотого века истины и чистоты. Милосердное божество Мироку часто изображалось в золотом цвете, поскольку в японской культуре золотой цвет символизирует солнце. У Бодхисаттвы полуприкрытые глаза, потупленный взор и едва заметная тихая улыбка, что говорит о состоянии просветленности. В руках опознавательный атрибут «ступа» — знак Майтреи, носящего ступу просветления. Согласно легендам, во время медитации на макушке божества неожиданно проявилась Ступа Просветления. Поэтому бодхисаттва Мироку часто изображается со ступой (архитектурное сооружение), которая являет собой своеобразную модель буддийской вселенной и выражает в совершенной форме чистую природу ума. Ступа символизирует цель буддийского пути — полное просветление. Она означает освобождение от всех мешающих чувств и раскрытие способностей ума, особенно совершенной мудрости Будды. Ее главное назначение — помогать существам, очищаться от негативных влияний и увеличивать позитивные впечатления. Ступа одновременно и символ преодоления всех препятствий на пути к совершенству.
Миниатюрная фигура божества воспринимается изящной драгоценностью и
представляет прекрасную версию воплощения буддийского искусства в японском
варианте. Бодхисаттва изображен в возвышенном состоянии покоя
и внутреннего самоуглубления: спокойный выразительный облик, мягкий
силуэт, слегка склоненная голова увенчана высоким убором. Фигура божества
создана по основополагающим принципам японского искусства, олицетворяя
канон восточной красоты, идеал гармонии. В маленькой фигурке, образующей
правильный треугольник, завораживает ритм уравновешенного пространства,
по-эллинистически заложенные складки одеяния. Чувствуется, что
ее создатель хорошо владеет скульптурным объемом и линией как
средствами выразительности: одежда мягко обтекает фигуру, решена обобщенно
и пластично, в руках, лежащих на коленях, — миниатюрный
монумент Ступы. Майтрея (Мироку Босацу) — единственный бодхисаттва,
которого почитают все направления буддизма. Его фигурки в глине, бронзе,
дереве имеются в буддийских храмах древних столиц Японии.