Русскими художниками для многих царских дворцов исполнялись копии с произведений выдающихся мастеров итальянского Возрождения. Копии с «Мадонны в кресле» Рафаэля (1483–1520) когда-то украшали Ливадийский и Петербургский дворцы Романовых. Подлинник исполнен около 1513–1514 годов маслом на доске размером 71×71 см и хранится в Палаццо Питти во Флоренции.
Известно, что картина из собрания Алупкинского музея-заповедника ранее находилась в Академии художеств в Петербурге. С момента открытия Массандровского дворца как филиала Алупкинского музея-заповедника в 1992 году произведение украшает экспозицию опочивальни.
На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. У этой картины было много поклонников не только на ее родине, в Италии, но и в России. Лев Толстой всегда имел при себе миниатюрную копию «Мадонны в кресле», которую ему подарила тетка при отправлении на Крымскую войну. «Мадонна в кресле» приводила в восторг и Фёдора Достоевского, видевшего ее во Флоренции.
Привлекает внимание не только оригинальная композиция в круге, но и довольно редкая техника исполнения — масляная живопись на медной пластине. Несмотря на итальянское происхождение, техника живописи на меди имела успех в основном у иностранных художников, которые с конца XVI века приезжали работать в Италию.
Тяжеловесность живописи на металле обусловила ее относительно небольшие размеры. Медные пластины выбирали с целью обеспечения длительной сохранности картин: живописный слой на такой поверхности не впитывал влагу, а также имел особую яркость и блеск. Использование медных пластин освобождало живописца от целого ряда подготовительных операций — проклейки основы, ее грунтовки и покрытия цветной тонировкой.
В середине XVI века стало уже общим правилом покрывать белый грунт цветными тонировками, которые к этому времени, например в Италии, делались красно-коричневыми, близкими по цвету к меди.
Сюжеты картин на меди не были избирательны — религиозные, мифологические, аллегории, натюрморты, пейзажи, портреты, а также копии с известных картин.
Известно, что картина из собрания Алупкинского музея-заповедника ранее находилась в Академии художеств в Петербурге. С момента открытия Массандровского дворца как филиала Алупкинского музея-заповедника в 1992 году произведение украшает экспозицию опочивальни.
На картине изображены Дева Мария, обнимающая младенца Христа, и взирающий на них с благоговением юный Иоанн Креститель. У этой картины было много поклонников не только на ее родине, в Италии, но и в России. Лев Толстой всегда имел при себе миниатюрную копию «Мадонны в кресле», которую ему подарила тетка при отправлении на Крымскую войну. «Мадонна в кресле» приводила в восторг и Фёдора Достоевского, видевшего ее во Флоренции.
Привлекает внимание не только оригинальная композиция в круге, но и довольно редкая техника исполнения — масляная живопись на медной пластине. Несмотря на итальянское происхождение, техника живописи на меди имела успех в основном у иностранных художников, которые с конца XVI века приезжали работать в Италию.
Тяжеловесность живописи на металле обусловила ее относительно небольшие размеры. Медные пластины выбирали с целью обеспечения длительной сохранности картин: живописный слой на такой поверхности не впитывал влагу, а также имел особую яркость и блеск. Использование медных пластин освобождало живописца от целого ряда подготовительных операций — проклейки основы, ее грунтовки и покрытия цветной тонировкой.
В середине XVI века стало уже общим правилом покрывать белый грунт цветными тонировками, которые к этому времени, например в Италии, делались красно-коричневыми, близкими по цвету к меди.
Сюжеты картин на меди не были избирательны — религиозные, мифологические, аллегории, натюрморты, пейзажи, портреты, а также копии с известных картин.