Парадные деревянные люстры в XIX веке встречались довольно редко: чаще всего помещения в дворянских домах украшали бронзовыми изделиями с художественной резьбой, гравировкой, позолотой. Но в некоторых домах потолочные перекрытия могли не выдержать такой тяжести, и тогда бронзу заменяли более легкой древесиной или папье-маше. При этом окрашивали ее так, что люстру часто сложно было отличить на вид от металлической. Дешевыми такие предметы не считались: их заказывали у знаменитых мастеров за крупные суммы. Люстры из дерева или папье-маше можно было увидеть во дворцах графов Шереметевых, князей Гагариных и других известных аристократических семейств.
Люстру из коллекции Государственного исторического музея изготовил неизвестный мастер в первой четверти XIX века. Вероятно, над ней работал целый коллектив резчиков, позолотчиков и художников. Они могли быть крепостными крестьянами. Однако проект изделия, скорее всего, составлял профессиональный архитектор или художник.
Композицию люстры венчает фигурка обнаженной женщины, которая стоит на деревянном шаре и держит над головой голубой полог с золотыми звездами. У ее ног по кругу расположились в два ряда гнезда для свечей. Верхний ярус представляет собой стилизованные изображения растений. На нижнем подсвечники удерживают антропоморфные фигуры с мужскими торсами и крыльями за спиной. На нижнем диске располагается стилизованное изображение солнца.
Детали люстры сначала покрыли левкасом — грунтом, который готовили из мела, рыбьего клея и льняного масла. Когда он просох, часть деталей позолотили, а часть покрыли черной краской. Похожим образом изготавливали резные деревянные иконостасы в храмах, двери для императорских и дворянских дворцов и другие парадные деревянные детали интерьера.
Люстру из коллекции Государственного исторического музея изготовил неизвестный мастер в первой четверти XIX века. Вероятно, над ней работал целый коллектив резчиков, позолотчиков и художников. Они могли быть крепостными крестьянами. Однако проект изделия, скорее всего, составлял профессиональный архитектор или художник.
Композицию люстры венчает фигурка обнаженной женщины, которая стоит на деревянном шаре и держит над головой голубой полог с золотыми звездами. У ее ног по кругу расположились в два ряда гнезда для свечей. Верхний ярус представляет собой стилизованные изображения растений. На нижнем подсвечники удерживают антропоморфные фигуры с мужскими торсами и крыльями за спиной. На нижнем диске располагается стилизованное изображение солнца.
Детали люстры сначала покрыли левкасом — грунтом, который готовили из мела, рыбьего клея и льняного масла. Когда он просох, часть деталей позолотили, а часть покрыли черной краской. Похожим образом изготавливали резные деревянные иконостасы в храмах, двери для императорских и дворянских дворцов и другие парадные деревянные детали интерьера.