Электрическая люстра на 12 ламп с латунным каркасом была выполнена специально для интерьера Приемной императора Николая II в Александровском дворце и относится к числу уникальных подвесных светильников в собрании музея.
Интерьер Приемной (первоначально Столовой) оформил русский художник и архитектор Роман Мельцер — поставщик императорского двора еще при императоре Александре III. Работа над Приемной шла с 1895 по 1896 год. Для императорской Приемной архитектор выбрал стиль раннего модерна: стены и потолок были отделаны дубовыми панелями; на фабрике «Ө. Мельцер и Кº» был изготовлен новый мебельный гарнитур, обитый зеленой кожей. Там же была заказана эффектная люстра в виде свисающего ажурного обода на шести цепях с полусферическими плафонами, украшенными подвесками из желтого стекляруса.
На рубеже XIX–XX веков в моду вошли светильники, декорированные стеклянным убором самой разнообразной формы — тонкими трубочками, мелкими бусами, гранеными квадратами или бисером; их внешний вид напоминал бахрому. Композиция подвесного светильника с направленным вниз источником света стала возможной с появлением электрического способа освещения: в отличие от свечей, лампочки не требовали строго вертикального положения и могли быть обращены в разные стороны.
Среди свечных и ламповых люстр Александровского дворца, созданных в XVIII–XIX веках и позднее электрифицированных, люстра из Приемной — единственный представитель своего времени. Отдельно стоит упомянуть об истории бытования этого уникального предмета. В годы Великой Отечественной войны люстра была эвакуирована в город Сарапул Удмуртской АССР. Вскоре после возвращения в Ленинград в 1946 году ее вновь разместили в Приемной Николая II — это было приурочено к открытию юбилейной выставки Александра Сергеевича Пушкина, состоявшейся в залах Александровского дворца.
В 2015-м люстра снова ненадолго покинула родные стены: реставраторы провели комплекс работ по расчистке поверхности металла, дополнили утраченный бисер и провели новую электропроводку.
Интерьер Приемной (первоначально Столовой) оформил русский художник и архитектор Роман Мельцер — поставщик императорского двора еще при императоре Александре III. Работа над Приемной шла с 1895 по 1896 год. Для императорской Приемной архитектор выбрал стиль раннего модерна: стены и потолок были отделаны дубовыми панелями; на фабрике «Ө. Мельцер и Кº» был изготовлен новый мебельный гарнитур, обитый зеленой кожей. Там же была заказана эффектная люстра в виде свисающего ажурного обода на шести цепях с полусферическими плафонами, украшенными подвесками из желтого стекляруса.
На рубеже XIX–XX веков в моду вошли светильники, декорированные стеклянным убором самой разнообразной формы — тонкими трубочками, мелкими бусами, гранеными квадратами или бисером; их внешний вид напоминал бахрому. Композиция подвесного светильника с направленным вниз источником света стала возможной с появлением электрического способа освещения: в отличие от свечей, лампочки не требовали строго вертикального положения и могли быть обращены в разные стороны.
Среди свечных и ламповых люстр Александровского дворца, созданных в XVIII–XIX веках и позднее электрифицированных, люстра из Приемной — единственный представитель своего времени. Отдельно стоит упомянуть об истории бытования этого уникального предмета. В годы Великой Отечественной войны люстра была эвакуирована в город Сарапул Удмуртской АССР. Вскоре после возвращения в Ленинград в 1946 году ее вновь разместили в Приемной Николая II — это было приурочено к открытию юбилейной выставки Александра Сергеевича Пушкина, состоявшейся в залах Александровского дворца.
В 2015-м люстра снова ненадолго покинула родные стены: реставраторы провели комплекс работ по расчистке поверхности металла, дополнили утраченный бисер и провели новую электропроводку.