У народов Севера существовало две разновидности лука — простой и сложный. Простой представлял собой гибкое, согнутое в дугу древко, которое вырезали из куска хвойного или лиственного дерева. Концы древка стягивались травяной тетивой. Сложный лук состоял из нескольких деталей, и каждая из них имела свое название: середина древка именовалась рукоятью, концы — пальцами, места соединения деталей — узлами, а длинные упругие части между рукоятью и концами — рогами или плечами. Простой лук обычно был длиннее, но при этом легче сложного.
Экспонат, представленный в музее, относится к простому виду луков. Для его изготовления вырезанное из куска древко вымочили в воде и затем придали ему форму. К концам лука прикрепили тетиву, сделанную из прочной травы. Места соединений закрепили, а лук оклеили тонкими полосками бересты — чтобы не проникала влага. Для оклеивания применяли чаще всего осетровый или щучий клей.
Изготовление сложного лука требовало намного больше времени, ресурсов и мастерства. Спинку делали из прочной смолистой древесины хвойных пород. Заготовки сушили два-три дня, обтесывали топором, придавали им форму планок и выгибали на деревянной дуге. Для сохранения формы их пропитывали кедровой смолой — нагревали над костром и втирали смолу до тех пор, пока она переставала впитываться. Затем планки очищали от лишней смолы, связывали при помощи кедрового корня (сарги) и проклеивали.
Кетские лук и стрелы для охоты на зверей и птиц славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Для удачной охоты, кроме мастерства и исключительного лука, по поверьям, нужно было носить амулет из шкурки пегой белки. В 1920 году лук как основной вид оружия использовался только в трети кетских хозяйств. Современные способы охоты вытеснили его уже к 1930-му.
Экспонат, представленный в музее, относится к простому виду луков. Для его изготовления вырезанное из куска древко вымочили в воде и затем придали ему форму. К концам лука прикрепили тетиву, сделанную из прочной травы. Места соединений закрепили, а лук оклеили тонкими полосками бересты — чтобы не проникала влага. Для оклеивания применяли чаще всего осетровый или щучий клей.
Изготовление сложного лука требовало намного больше времени, ресурсов и мастерства. Спинку делали из прочной смолистой древесины хвойных пород. Заготовки сушили два-три дня, обтесывали топором, придавали им форму планок и выгибали на деревянной дуге. Для сохранения формы их пропитывали кедровой смолой — нагревали над костром и втирали смолу до тех пор, пока она переставала впитываться. Затем планки очищали от лишней смолы, связывали при помощи кедрового корня (сарги) и проклеивали.
Связанные заготовки сушили еще один день, после чего к ним приклеивали пальцы, сделанные из брусков черемухи. Места соединений прочно скрепляли сплошной обмоткой из сухожильных нитей. Весь лук обвязывали саргой и сушили, затем скоблили ножом, оклеивали вываренной в рыбьем клее берестой и снова сушили. Усиливали оружие костяными и роговыми накладками на концы и на рукоять. Иногда лук украшали орнаментом, знаками собственности.
Кетские лук и стрелы для охоты на зверей и птиц славились на Енисейском Севере и были предметом обмена. Для удачной охоты, кроме мастерства и исключительного лука, по поверьям, нужно было носить амулет из шкурки пегой белки. В 1920 году лук как основной вид оружия использовался только в трети кетских хозяйств. Современные способы охоты вытеснили его уже к 1930-му.