Алэл — в кетской мифологии дух-покровитель дома, семьи, очага, а также помощник человека в борьбе с бедами, болезнями, злыми духами. Чаще всего ее можно было встретить в домах кетов и селькупов, проживавших на северных территориях Красноярского края. Алэл представляли крохотной старушкой и считали обязательной спутницей — обычно таких кукол в семье была одна или две, иногда больше. Она охраняла жизнь и достаток, помогала по дому, следила за детьми и скотиной, например оленями и собаками.
Куклу также использовали при гадании. Ее брали двумя пальцами за голову, раскачивали и подбрасывали так, чтобы она несколько раз перевернулась в воздухе. Если алэл падала лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать могли только хозяин чума или старшая в семье женщина.
Кеты считали, что алэл чувствует все, как и люди, — ей известны такие чувства, как жалость, обида и радость. И поэтому человек тоже должен был заботиться об алэл. Кеты кормили ее, смазывая рот куклы рыбьим жиром и оленьей кровью. Человекоподобную алэл с большой головой, руками и ногами делали из дерева, глаза — из бусинок, пуговиц или бисера, нарядную одежду — из сукна и меха. Высота кукол разнилась от 15 до 30 см. В некоторых рода́х алэл обматывали каждый год новым лоскутом. Раз в 20 лет ей меняли «изношенную» одежду, дарили новые связки бус, монеты, бисер.
Кеты считали, что если человек не будет заботиться об алэл, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет. Куклу держали в специальном берестяном коробке или туеске в укромном месте чума или дома, лицом на восток, сверху закрывали платком. При перекочёвках их возили с собой в санках-ящиках с домашним скарбом. Человек, который обзавелся собственным отдельным чумом, одновременно сам изготавливал себе подобный оберег. Это же правило относилось к молодоженам.
В 1999 году Енисейский краеведческий музей им. А. И. Кытманова приобрел одну из таких кукол-хранительниц. Алэл, сделанная из кедра, одета в беличью шубку и подвязана охотничьим поясом. На шее есть украшение из бусин и бисера.
Куклу также использовали при гадании. Ее брали двумя пальцами за голову, раскачивали и подбрасывали так, чтобы она несколько раз перевернулась в воздухе. Если алэл падала лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать могли только хозяин чума или старшая в семье женщина.
Кеты считали, что алэл чувствует все, как и люди, — ей известны такие чувства, как жалость, обида и радость. И поэтому человек тоже должен был заботиться об алэл. Кеты кормили ее, смазывая рот куклы рыбьим жиром и оленьей кровью. Человекоподобную алэл с большой головой, руками и ногами делали из дерева, глаза — из бусинок, пуговиц или бисера, нарядную одежду — из сукна и меха. Высота кукол разнилась от 15 до 30 см. В некоторых рода́х алэл обматывали каждый год новым лоскутом. Раз в 20 лет ей меняли «изношенную» одежду, дарили новые связки бус, монеты, бисер.
Кеты считали, что если человек не будет заботиться об алэл, то семья останется без постоянных безропотных помощников и погибнет. Куклу держали в специальном берестяном коробке или туеске в укромном месте чума или дома, лицом на восток, сверху закрывали платком. При перекочёвках их возили с собой в санках-ящиках с домашним скарбом. Человек, который обзавелся собственным отдельным чумом, одновременно сам изготавливал себе подобный оберег. Это же правило относилось к молодоженам.
В 1999 году Енисейский краеведческий музей им. А. И. Кытманова приобрел одну из таких кукол-хранительниц. Алэл, сделанная из кедра, одета в беличью шубку и подвязана охотничьим поясом. На шее есть украшение из бусин и бисера.