В старину у многих народов одним из признаков красоты, здоровья и благополучия считались длинные волосы. Коренные народы Западной Сибири не были исключением, поэтому всячески старались удлинить косы. В фольклоре многие божества, богатыри и их избранницы представляются «косатыми». В противовес им лысый человек и безволосые божества считались слабыми, ущербными. Культ длинных волос прослеживается и в материальной культуре: даже традиционным куклам при изготовлении крепили косы до пояса, украшенные бусинами и бисером.
Ханты верили, что в волосах заключена не только красота, но и духовная сила человека. В народе существовало множество примет и правил, связанных с волосами. При стрижке следили, чтобы они не разлетелись, а после запрещалось их разбрасывать. Считалось, что в противном случае душа будет плутать в поисках волос.
Косы носили не только женщины, но и мужчины. В первые годы советской власти косы хантам состригали насильно, их считали пережитком прошлого. Однако после окончания Великой Отечественной войны традиция носить длинные прически вернулась.
Чтобы визуально удлинить свои волосы, женщины использовали ложные косы. Основой этого аксессуара была овальная пластина, которую обтягивали сукном, украшали пуговицами и монетами. Лобную часть украшения старались обильно орнаментировать бисером. К затылочной части с двух сторон крепили два жгута, которые изготавливали из сукна. Суконные жгуты обматывали вокруг настоящих волос таким образом, что натуральные косы скрывались за ложными. Правил декорирования этого аксессуара не было, поэтому все зависело только от достатка и мастерства женщины.
В этнографической коллекции Музея реки Обь хранятся черные суконные «пут лантос» — это национальное наименование ложных кос. Они изготовлены в начале XX века. Косы обвиты переплетенными шерстяными разноцветными нитями, к которым подвешены кольца, цепь из меди, отливки, пуговица. Издавна считалось, что звон металла отпугивает нечисть, поэтому металлические изделия в ложных косах были не только украшением, но и оберегом женщины, призванным отвести от нее злых духов.
Ханты верили, что в волосах заключена не только красота, но и духовная сила человека. В народе существовало множество примет и правил, связанных с волосами. При стрижке следили, чтобы они не разлетелись, а после запрещалось их разбрасывать. Считалось, что в противном случае душа будет плутать в поисках волос.
Косы носили не только женщины, но и мужчины. В первые годы советской власти косы хантам состригали насильно, их считали пережитком прошлого. Однако после окончания Великой Отечественной войны традиция носить длинные прически вернулась.
Чтобы визуально удлинить свои волосы, женщины использовали ложные косы. Основой этого аксессуара была овальная пластина, которую обтягивали сукном, украшали пуговицами и монетами. Лобную часть украшения старались обильно орнаментировать бисером. К затылочной части с двух сторон крепили два жгута, которые изготавливали из сукна. Суконные жгуты обматывали вокруг настоящих волос таким образом, что натуральные косы скрывались за ложными. Правил декорирования этого аксессуара не было, поэтому все зависело только от достатка и мастерства женщины.
В этнографической коллекции Музея реки Обь хранятся черные суконные «пут лантос» — это национальное наименование ложных кос. Они изготовлены в начале XX века. Косы обвиты переплетенными шерстяными разноцветными нитями, к которым подвешены кольца, цепь из меди, отливки, пуговица. Издавна считалось, что звон металла отпугивает нечисть, поэтому металлические изделия в ложных косах были не только украшением, но и оберегом женщины, призванным отвести от нее злых духов.