Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «История и культура Поморья XVI–XVII веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Лодья. Модель

Время создания
Ок. 1850-х гг.
Размер
85x48 см
48х85х130 см
Техника
Дерево, нить, ткань
0
Открыть в приложении
#1
Неизвестный автор
Лодья. Модель
#2
Морская лодья — парусно-весельное, промыслово-транспортное судно XIV–середины XIX веков, предназначенное для дальних переходов. Использовалось поморами на Груманте (Шпицбергене), Матке (Новой Земле), Баренцевом, Норвежском, Белом морях для доставки промышленников со всем необходимым в промысловые районы и для транспортировки грузов. В XV веке, во время борьбы Москвы с Новгородом, из устья Северной Двины вокруг Скандинавии в Новгород лодьями доставлялся хлеб. 

Поморские лодьи были оптимально приспособлены для плавания в условиях Арктики. Широкий и плоский киль, обеспечивавший небольшую осадку позволял ходить по мелководью близ берегов с песчаным или илистым дном. Во время отлива она мягко ложилась на поверхность и могла быть легко поднята поднимающейся водой или стянута с мели якорями. Уплощенное днище позволяло также во время опасности вытаскивать лодью на берег или льдину. Лодьи могли заходить во время приливов в мелкие речки и на отливе разгружаться без причалов и пристаней. Обшивка судна позволяла ходить в нетяжелых льдах, а обводы корпуса способствовали тому, что во льдах судно выжималось наверх. Лодьи имели 2–3 мачты. У фок-мачты и грот-мачт были прямые паруса, а у бизань-мачты — гафельные или шпринтовые. Эти суда не обладали высокой маневренностью, но тем не менее система булиней (снастей для управления парусами) позволяла ходить под прямыми парусами при боковом и встречном ветре, чего не умели в Европе. Паруса шили из конопляных тканей или из ровдуги — оленьих шкур. Из конопляной пеньки, которая не столь намокала, изготавливали и бегучий такелаж. 

Лодьи были разных размеров. Длина до 24 м, ширина до 8 м. Шили лодьи на крестьянских верфях вдоль всего побережья Белого моря, в Нижнем Подвинье, на Пинеге и Мезени. Постройка занимала 6-7 недель, основным строительным материалом служили сосна и лиственница. Доски бортов сшивались «вицей» — корнями ели или сосны, что придавало корпусу особую упругость. Служила лодья до 35 лет. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные мореходы еще в XVIII веке. При попутном ветре она могла пройти 300 км в сутки. Путь из Белого моря вокруг Скандинавии до устья реки Невы занимал 25–27 суток.
#5

История

#3
Сделана по заказу Архангельского публичного музея до 1905 года. 

Архангельский публичный музей был образован в 1897 году по решению Городской думы по ходатайству губернатора А. П. Энгельгарта на базе уже существовавшей коллекции, которая начала формироваться с 1837 года.
#6

Описание

#7
Корпус модели вырезан из цельного куска древесины. 

Судно палубное, трехмачтовое, с навесным рулем и румпелем. На носу — якорная лебедка с двумя адмиралтейскими якорями с деревянными штоками. Люки: носовой с лестницей в 4 ступени, средний, задний. Паруса: прямые — у фок- и грот-мачты, гафельная — у бизань-мачты. Окрашено: подводная часть красным, борта черным, фальшборт снаружи белым, с палубы зеленым. Ноки, топы рангоута — черным, топы фока, бизани — белые.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Лодья. Модель

Время создания
Ок. 1850-х гг.
Размер
85x48 см
48х85х130 см
Техника
Дерево, нить, ткань
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%