Морская лодья — парусно-весельное, промыслово-транспортное судно XIV–середины XIX веков, предназначенное для дальних переходов. Использовалось поморами на Груманте (Шпицбергене), Матке (Новой Земле), Баренцевом, Норвежском, Белом морях для доставки промышленников со всем необходимым в промысловые районы и для транспортировки грузов. В XV веке, во время борьбы Москвы с Новгородом, из устья Северной Двины вокруг Скандинавии в Новгород лодьями доставлялся хлеб.
Поморские лодьи были оптимально приспособлены для плавания в условиях Арктики. Широкий и плоский киль, обеспечивавший небольшую осадку позволял ходить по мелководью близ берегов с песчаным или илистым дном. Во время отлива она мягко ложилась на поверхность и могла быть легко поднята поднимающейся водой или стянута с мели якорями. Уплощенное днище позволяло также во время опасности вытаскивать лодью на берег или льдину. Лодьи могли заходить во время приливов в мелкие речки и на отливе разгружаться без причалов и пристаней. Обшивка судна позволяла ходить в нетяжелых льдах, а обводы корпуса способствовали тому, что во льдах судно выжималось наверх. Лодьи имели 2–3 мачты. У фок-мачты и грот-мачт были прямые паруса, а у бизань-мачты — гафельные или шпринтовые. Эти суда не обладали высокой маневренностью, но тем не менее система булиней (снастей для управления парусами) позволяла ходить под прямыми парусами при боковом и встречном ветре, чего не умели в Европе. Паруса шили из конопляных тканей или из ровдуги — оленьих шкур. Из конопляной пеньки, которая не столь намокала, изготавливали и бегучий такелаж.
Лодьи были разных размеров. Длина до 24 м, ширина до 8 м. Шили лодьи на крестьянских верфях вдоль всего побережья Белого моря, в Нижнем Подвинье, на Пинеге и Мезени. Постройка занимала 6-7 недель, основным строительным материалом служили сосна и лиственница. Доски бортов сшивались «вицей» — корнями ели или сосны, что придавало корпусу особую упругость. Служила лодья до 35 лет. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные мореходы еще в XVIII веке. При попутном ветре она могла пройти 300 км в сутки. Путь из Белого моря вокруг Скандинавии до устья реки Невы занимал 25–27 суток.
Поморские лодьи были оптимально приспособлены для плавания в условиях Арктики. Широкий и плоский киль, обеспечивавший небольшую осадку позволял ходить по мелководью близ берегов с песчаным или илистым дном. Во время отлива она мягко ложилась на поверхность и могла быть легко поднята поднимающейся водой или стянута с мели якорями. Уплощенное днище позволяло также во время опасности вытаскивать лодью на берег или льдину. Лодьи могли заходить во время приливов в мелкие речки и на отливе разгружаться без причалов и пристаней. Обшивка судна позволяла ходить в нетяжелых льдах, а обводы корпуса способствовали тому, что во льдах судно выжималось наверх. Лодьи имели 2–3 мачты. У фок-мачты и грот-мачт были прямые паруса, а у бизань-мачты — гафельные или шпринтовые. Эти суда не обладали высокой маневренностью, но тем не менее система булиней (снастей для управления парусами) позволяла ходить под прямыми парусами при боковом и встречном ветре, чего не умели в Европе. Паруса шили из конопляных тканей или из ровдуги — оленьих шкур. Из конопляной пеньки, которая не столь намокала, изготавливали и бегучий такелаж.
Лодьи были разных размеров. Длина до 24 м, ширина до 8 м. Шили лодьи на крестьянских верфях вдоль всего побережья Белого моря, в Нижнем Подвинье, на Пинеге и Мезени. Постройка занимала 6-7 недель, основным строительным материалом служили сосна и лиственница. Доски бортов сшивались «вицей» — корнями ели или сосны, что придавало корпусу особую упругость. Служила лодья до 35 лет. Хорошие мореходные качества лодьи отмечали иностранные мореходы еще в XVIII веке. При попутном ветре она могла пройти 300 км в сутки. Путь из Белого моря вокруг Скандинавии до устья реки Невы занимал 25–27 суток.