Поясной портрет патриарха Московского Никона хранился в ризнице Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря (в монастырской описи 1866 года есть его упоминание). Картина поступила в Северный краевой музей (ныне Архангельский краеведческий музей) в 1923 году и находится в постоянной экспозиции. В 2001–2003 годах портрет был отреставрирован в Архангельском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.
Патриарх Никон изображен в саккосе бледно-зеленого цвета, на его груди — драгоценные крест и панагия. Правая рука патриарха поднята в именословном благословляющем жесте (особое сложение перстов, употребляемое только архиереями и священниками при благословении), в левой руке он держит посох. На голове Никона — митра с декоративной каймой и орнаментальными вставками.
Вдоль верхнего края портрета — надпись: «СВЯТЕIШИЙ НИКОНЪ ПАТРИАРХ МОСКОВСКIЙ И ВСЕЯ РОССИИ».
Слева от митры — надпись в три строки: «ПОЛАГАЛЪ НАЧАЛО МОНАШЕСТВУ ВЪ// АНЗЕРСКОМЪ СКИТУ, ПРИ СТРОИТЕЛЕ// ЕЛЕАЗАРЕ СВЯТОМЪ».
Никон (в миру — Никита Минов, 1605–1681) принял монашество в Анзерском скиту около 1635 года. Был настоятелем Кожеезерского (1643–1646) и архимандритом Новоспасского монастырей (1646–1648), митрополитом Новгородским (1648–1652), основал Новоиерусалимский Воскресенский (1655), Иверский на Валдае (1652) и Крестный Кийский (1656) монастыри. Никон пользовался большим авторитетом у царя Алексея Михайловича и имел влияние на государственные дела. В 1652 году он получил престол Патриарха Московского и Всея Руси. В период своего патриаршества инициировал церковную реформу, приведшую к расколу и противостоянию в обществе. Никон был официально смещен с патриаршей кафедры в 1666 году, сослан в Ферапонтов, затем в Кирилло-Белозерский монастыри.
Многие знаменитые русские монастыри и архиерейские дома к концу XIX века обладали большими собраниями живописи, в которые входили портреты исторических деятелей и духовных лиц, картины религиозной тематики, архитектурные пейзажи с видами прославленных обителей и мест паломничества. В Соловецком монастыре хранились портреты выдающихся лиц, связанных с историей монастыря.
Патриарх Никон изображен в саккосе бледно-зеленого цвета, на его груди — драгоценные крест и панагия. Правая рука патриарха поднята в именословном благословляющем жесте (особое сложение перстов, употребляемое только архиереями и священниками при благословении), в левой руке он держит посох. На голове Никона — митра с декоративной каймой и орнаментальными вставками.
Вдоль верхнего края портрета — надпись: «СВЯТЕIШИЙ НИКОНЪ ПАТРИАРХ МОСКОВСКIЙ И ВСЕЯ РОССИИ».
Слева от митры — надпись в три строки: «ПОЛАГАЛЪ НАЧАЛО МОНАШЕСТВУ ВЪ// АНЗЕРСКОМЪ СКИТУ, ПРИ СТРОИТЕЛЕ// ЕЛЕАЗАРЕ СВЯТОМЪ».
Никон (в миру — Никита Минов, 1605–1681) принял монашество в Анзерском скиту около 1635 года. Был настоятелем Кожеезерского (1643–1646) и архимандритом Новоспасского монастырей (1646–1648), митрополитом Новгородским (1648–1652), основал Новоиерусалимский Воскресенский (1655), Иверский на Валдае (1652) и Крестный Кийский (1656) монастыри. Никон пользовался большим авторитетом у царя Алексея Михайловича и имел влияние на государственные дела. В 1652 году он получил престол Патриарха Московского и Всея Руси. В период своего патриаршества инициировал церковную реформу, приведшую к расколу и противостоянию в обществе. Никон был официально смещен с патриаршей кафедры в 1666 году, сослан в Ферапонтов, затем в Кирилло-Белозерский монастыри.
Многие знаменитые русские монастыри и архиерейские дома к концу XIX века обладали большими собраниями живописи, в которые входили портреты исторических деятелей и духовных лиц, картины религиозной тематики, архитектурные пейзажи с видами прославленных обителей и мест паломничества. В Соловецком монастыре хранились портреты выдающихся лиц, связанных с историей монастыря.