Лодки являлись неотъемлемой частью жизненного уклада народов Приамурья и Охотского побережья. Они были самыми разнообразными и использовались не менее шести месяцев в году, с мая по октябрь. И в настоящее время лодка не потеряла своей главенствующей позиции среди транспортных средств у коренных малочисленных народов Хабаровского края.
С ее помощью охотились, добывали рыбу, отправлялись в поход за дикоросами, плавали за топливом и передвигались между селами речным и морским путем. В прошлом одним из распространенных видов была берестяная каркасная лодка. Нанайцы называли ее джаи и дяи, у русских она стала известна как оморочка.
Нанайская берестянка отличалась от эвенкийской дяи острыми и загнутыми кверху концами. Оморочка славилась быстроходностью, она была легка настолько, что ее на плечах мог без труда перенести один человек, обладала большой маневренностью. С помощью такой лодки вели облаву на диких коз. Важна была и безопасность берестянок при преодолении больших волн.
Изготовление лодки было делом коллективным. Деревянный каркас обтягивали берестой. Для этого заранее, в июле, собирали кору березы, через некоторое время распаривали ее в горячей воде или проваривали. После этого береста снова становилась эластичной.
Куски бересты склеивали еловой смолой, прошивали и закрепляли сухожильными нитями или корнями тальника — ивы. Берестяную оболочку делали двухслойной, борта лодки изготавливали из лиственницы. Их скрепляли деревянными гвоздями и смолой. Самым сложным было придание формы борту, носу и корме. Затем наступал последний этап: большую часть носа и кормы накрывали сверху кусками бересты.
Оморочкой пользовались в основном по неполноводным рекам. Гребли двухлопастным веслом, когда же требовалось не производить шума, то передвигались с помощью двух однолопастных весел небольшого размера. На мелководье отталкивались небольшими шестами. Изредка применялся парус.
Размеры лодки сильно варьировались, но преобладала длина порядка 6 метров при наибольшей ширине (посередине) 0,7 метра и глубине 0,3 метра. В XX столетии берестянки стали заменяться небольшими дощатыми челноками.