Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От палеозоя до наших дней»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Льняная кудель

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя, Тобольская губерния
Размер
53x30x25 см
Техника
лен; проминание, трепание, очес
1
Открыть в приложении
#4

Лен высеивали в середине мая, причем традиционно этим занимались мужчины. Поднявшиеся растения вырывали обязательно с корнем, вручную, захватывая стебли у самой земли и получая таким образом длинные волокна. После этого связанные снопы расставляли на просушку. Семена вымолачивали, чтобы потом выжать из них льняное масло, а стебли отправляли «на расстил»: аккуратно раскладывали по всему полю и оставляли примерно на месяц. Туманы, росы и дожди конца лета и начала осени поддерживали необходимую влажность.

Отдохнувший лен вновь высушивали, разминали при помощи мялки и очищали от остатков костры и перепутанных волокон. Для этого повесмо (пучок льна) держали на весу левой рукой, а правой выколачивали его тонким ребром деревянного трепала.

Процесс трепания был долгим, и за это время все вокруг покрывалось серой льняной пылью. Чтобы оживить тяжелую и монотонную работу, а заодно уберечь от пыли свои жилища, трепальщицы собирались вместе в нежилой избе, бане или пустующем хлеву, закрывали лица от пыли платками и работали под разговоры, песни и прибаутки.

Отрепанный лен некоторое время выдерживали в сухости, затем переходили к очесу. Очесывали в два захода, получая материал разного качества. После первичной обработки крупной железной щеткой выходило низкосортное волокно (изгреби); очес мелкой щеточкой из щетины давал на выходе волокно качеством повыше (пачеси). Лен самого высокого качества оставался в повесме.

Получившуюся кудель использовали для прядения, то есть непосредственного изготовления пряжи. Лен взлохмачивали, слегка смачивали и привязывали к прялке. Затем левой рукой фиксировали у основания рыхлый клок волокна, а правой вращали веретено, накручивая на него нити.

С веретен пряжу перематывали на мотовило, при этом считали и перевязывали нити: 60 нитей составляли пасмо, с девяти веретен получался один мот, или девятерник. Такого мота хватало для основы будущего хорошего холста.

Подготовленные моты тщательно промывали и вымораживали. В результате всех процедур пряжа из невзрачной, темно-серой становилась светло-серебристой. Такие нити использовались уже для ткачества.
#5
1 / 4
Льняная кудель
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Льняная кудель

Время создания
начало ХХ века
Место создания
Российская империя, Тобольская губерния
Размер
53x30x25 см
Техника
лен; проминание, трепание, очес
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%