Художник Соломон Никритин работал над картиной «Литейщик» в 1950-1960-х годах. В то время в СССР наступил период «оттепели». В живописи господствовали два основных направления: вторая волна советского авангарда и «суровый стиль», который вырос из соцреализма сталинской эпохи. Соломон Никритин принадлежал к авангардистам.
Литейщик
Время создания
1950-60-е годы
Размер
160x120 см
Техника
холст, масло
Коллекция
3
Открыть в приложении #2
#15
На этой картине Никритин изобразил рабочего сталелитейного завода. Персонаж одет в защитный костюм, в руках у него — ковш с расплавленным металлом. Художник не прописывал на полотне мелкие детали, фигура литейщика выглядит подчеркнуто монументальной.
#19
Колорит работы построен на теплых тонах: множестве оттенков желтого, красного, коричневого. Лицо и руки металлурга освещены отблесками из плавильной печи. Металл в ковше практически огненный: такой цвет приобретает сталь, если ее нагреть до температуры выше 1000 градусов.
#5
Соломон Никритин создавал полотна в самых разных художественных направлениях. Он учился в московской частной студии Леонида Пастернака и в петроградской мастерской живописца Александра Яковлева. В 1917-м поступил в Киеве в школу-студию авангардистки и театральной художницы Александры Экстер. Затем по рекомендации наркома просвещения Анатолия Луначарского молодого художника приняли в московский ВХУТЕМАС, в класс знаменитого абстракциониста Василия Кандинского.
#7
К 1922 году Никритин создал собственное художественное направление — проекционизм. Особое внимание он уделял материалам для живописи, фактуре и колориту картин. Художник основал объединение «Метод», в которое вошли студенты ВХУТЕМАСа: Сергей Лучишкин, Климент Редько, Александр Тышлер, Михаил Плаксин и другие.
#16
«Художник — не производитель законченных вещей потребления (шкаф, картина), а создатель (выразитель) индивидуальных проекций (метода)».
Основная идея проекционизма. Из манифеста художественной группы «Метод».
#12
К середине 1930-х художник отказался от идей проекционизма, не участвовал в выставках. Во время войны он работал в мастерской наглядной агитации. Вместе с женой Дорой Каждан художник создавал агитационные плакаты для «Окон ТАСС».
#17
В 1950-х годах Никритин вернулся к авангардному искусству. В то же время его творчеством увлекся один из самых известных коллекционеров русского авангарда — Георгий Костаки. Он приобрел у художника несколько работ для своего собрания. Некоторые из этих картин сейчас хранятся в Государственной Третьяковской галерее.
#20
Белгородский государственный художественный музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Литейщик
Время создания
1950-60-е годы
Размер
160x120 см
Техника
холст, масло
Коллекция
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться