«Аполлон» — иллюстрированный литературно-художественный журнал, посвящённый изобразительному искусству, музыке, литературе и театру. Он издавался в 1909–1917 годах в Санкт-Петербурге. Инициатива создания «Аполлона» исходила от Сергея Маковского, сына художника Константина Маковского. Журнал с самого начала замышлялся как издание, уделявшее равное внимание изобразительному искусству и литературе. Маковский нашел мецената, вызвавшегося быть патроном нового журнала, любителя изящных искусств, купца Михаила Ушакова. Николай Гумилёв привлек для работы над созданием журнала Иннокентия Анненского. В качестве теоретиков предполагались также фигуры Вячеслава Иванова и Акима Волынского.
Появление «Аполлона», по замыслу его основателей, должно было ознаменовать новый этап в развитии русской культуры, и первые номера должны были стать программными, то есть определяющими позицию журнала. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем их оформлял Мстислав Добужинский. «Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.
В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века, кроме крайних левых. Сначала журнал привлёк символистов, а с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты. В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатали сочинения Иннокентия Анненского, Александра Блока, Валерия Брюсова, Вячеслава Иванова, художественно-критические статьи.
Вместе с тем журнал имел идеалистическую направленность, был оторван от реалий жизни, проявлял враждебное отношение к передвижничеству и к официально-государственному направлению. Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918-го, вскоре журнал был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.
Появление «Аполлона», по замыслу его основателей, должно было ознаменовать новый этап в развитии русской культуры, и первые номера должны были стать программными, то есть определяющими позицию журнала. Сначала журнал выходил с обложкой, выполненной Львом Бакстом, затем их оформлял Мстислав Добужинский. «Аполлон» публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни в России и других странах; освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства. Раздел «Письма о русской поэзии» вёл в журнале Николай Гумилёв; рубрику «Заметки о русской беллетристике» — поэт Михаил Кузмин, а «Петербургские театры» — критик Сергей Ауслендер.
В «Аполлоне» выступали представители различных течений в русском искусстве начала XX века, кроме крайних левых. Сначала журнал привлёк символистов, а с 1913 года он стал трибуной акмеистов, под конец в журнал проникли формалисты. В «Аполлоне» печатались Сергей Городецкий, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам; печатали сочинения Иннокентия Анненского, Александра Блока, Валерия Брюсова, Вячеслава Иванова, художественно-критические статьи.
Вместе с тем журнал имел идеалистическую направленность, был оторван от реалий жизни, проявлял враждебное отношение к передвижничеству и к официально-государственному направлению. Последний номер журнала за 1917 год вышел осенью 1918-го, вскоре журнал был закрыт в связи с финансовыми и материальными трудностями.