Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Звучащая сокровищница Музея музыки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Лира

Время создания
1890-1897
Место создания
Бельгия, Брюссель
Размер
71,3х35,1х14 см
Техника
дерево, кишечные струны, тонировка, точение, резьба
13
Открыть в приложении
#6
Лира
#2
5-струнный щипковый инструмент. Корпус резной в форме черепахового панциря, «крылья» и перекладина из плотного дерева, затонированного в черно-коричневый цвет. 4 точеных колка из фруктового дерева. Дека из ели или сосны; аналогичная корпусу, тонировка. Имеются 2 кишечных струны.

Лире выпала честь стать мировым символом культуры как таковой буквально во всех ее проявлениях.
Изображения инструмента растиражированы в миллиардных количествах на самых различных носителях. 

Путь к триумфу начался в Древней Греции. Самое раннее свидетельство о лире (вазовая роспись) датируется 700 г. до н. э.
#3
Лира. «Лира Аполлона». Гравюра из книги
«Descrizione degl’istromenti armonici d’ogni genere del padre Bonnani»
 Согласно Гомеру, лиру изобрел Гермес. Текст гимна, в котором повествуется об этом событии, датируется, самое позднее, началом VI в. до н. э. Как повествует миф о рождении Гермеса, изобретение лиры состоялось в Аркадии — в Центральном Пелопоннесе. Ее изготовление описывается так. Гермес взял панцирь убитой им черепахи и укрепил в нем, как принято теперь называть в литературе, «ярмо» — П-образную конструкцию из рогов антилопы и перекладины.
#8
Затем он закрыл корпус туго натянутой декой из бычьей шкуры, установил на ней подставку и перебросил через нее три кишечные струны, привязав их концы с одной стороны к струнодержателю, с другой — к перекладине ярма.
#5
Детали инструмента, однажды освященные прикосновением божественного создателя, терминологически закрепились в языке. Так, струны обозначались терминами «хордэ» (кишка), «митос» (нить ткани) и «невра» тетива); тонкая пластинка из дерева, кости, рога или металла для защипывания струн имела название «плектр» и т. д.
#9
Поэмы Гомера сохранили сведения, как музыкальные инструменты участвовали в жизни микенского общества конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Струнную музыку использовали при совместном выполнении работ, в чествованиях богов, общегреческих праздниках, симпосиях и религиозных процессиях.
 
Поэты и хоры исполняли под аккомпанемент лиры произведения на парадах в честь военных побед, спортивных состязаниях, Пифийских играх. Без сопровождения поэтов не обходились свадебные торжества, пиры, уборка винограда, погребальные церемонии, бытовые ритуалы и театральное действие. Музыканты участвовали в важнейшей части духовной жизни древних народов — праздниках в честь богов. Под перебор струн зачитывались дифирамбы и другие хвалебные гимны.
 
Обучение игре на лире использовали в воспитании гармоничного нового поколения. На необходимости музыки в формировании личности настаивали Аристотель и Платон. Игра на музыкальном инструменте входила, как обязательный элемент, в образование греков.
#4
#11
Гурфинкель помедлил и начал:
— Вот слушайте. У Терпандера была четырехструнная лира. И он, видите ли, решил ее усовершенствовать. Добавить к ней еще одну струну. И повысить, таким образом, диапазон своей лиры на целую квинту. Вы знаете, что такое квинта?
— Дальше! — с раздражением крикнул Большаков.
— И вот он натянул эту пятую струну. И отправился выступать перед начальством. И заиграл на этой лире с повышенным, заметьте, диапазоном. И затянул какую-то дионисийскую песню. А рядом оказался некультурный воин Медонт. И подобрал этот воин с земли недозрелую фигу. И кинул ее в певца Терпандера. И угодил ему прямо в рот. И через минуту греческий певец Терпандер скончался от удушья. Подчеркиваю — в невероятных муках.
— Зачем вы мне это рассказываете? — изумленно спросил Большаков.
Гурфинкель вновь дождался полной тишины и объяснил:
— Хотите знать, в чем тут мораль? Мораль проста. А именно: не повышайте тона, мистер Большаков. Вы слышите? Не повышайте тона! Главное — не повышайте тона, я вас умоляю. Не повторите ошибку Терпандера.
Довлатов С.Д. Филиал
#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Лира

Время создания
1890-1897
Место создания
Бельгия, Брюссель
Размер
71,3х35,1х14 см
Техника
дерево, кишечные струны, тонировка, точение, резьба
13
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%