В экспозиции Краеведческого музея города Железнодорожного представлена русская национальная обувь — лапти. В русских письменных источниках слово «лапоть», а точнее, производное от него — «лапотник» — впервые встречается в «Повести временных лет» в начале XII века.
Плелись лапти из лыка, бересты или пеньки, при помощи крючка из твердых сортов дерева миндалевидной формы, называемого «кочедык», и деревянной колодки. Иногда, например, в Полесье, лапти состояли только из одной подошвы, им намеренно придавали форму башмака и оплетали лыком верх, приделывая задник. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей. Свободные концы лыка загибали снова внутрь и закрепляли. По краям отверстия приделывали из того же лыка ушки, чтобы при помощи просунутых в эти ушки обор (мочальные тонкие веревки, закрепленные на задке лаптя и обматывающие голень для закрепления лаптя) можно было сузить отверстие и прикрепить лапоть к ноге. Лапти носились с портянками, которые называли онучами.
Плетение лаптей было зимним занятием крестьян, когда заканчивались полевые работы. Заготовкой лыка занимались летом: именно тогда оно обладало необходимыми прочностными характеристиками. Нередко лапти назывались по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего применяли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черной шерстяной тесьмой, которая закреплялась на ногах. Для осенне-весенних хозяйственных работ во дворе более удобными считали простые высокие плетеные ступни без всякой тесьмы. Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. Поэтому про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью.