Колыбель издавна служила для укачивания младенцев. В крестьянской культуре было распространено несколько ее вариантов: деревянный ящик, лубяной короб, корзинка или деревянная рама, обтянутая холстом. Сооружал ее специальный мастер или отец семейства, и, если малыш вырастал здоровым и спокойным, «счастливую» люльку передавали по наследству. Привязывалась колыбель (люлька, зыбка) веревкой за дужки к шесту — очепу, который одним концом врубался в стену избы, а другим проходил через ввернутое в матицу железное кольцо (роль кольца могло выполнять и полотенце). На конце очепа вбивали гвоздь: на него наматывали веревку для лучшего крепления люльки.
Выступая как первое жилище человека на его жизненном пути, колыбель требовала соблюдения многочисленных предосторожностей в обращении с ней. В течение первого года жизни младенца клали в зыбку с благословением, чтобы «черт не подменил». На стенках вырезали или рисовали смолой один-два креста или прикрепляли иконку, над колыбелью вешали колокольчики и ложку, которые служили погремушкой ребенку и заодно отгоняли нечисть В колыбель помещали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину, которые должны были отвлечь внимание зыбочника, полуденника и полуночницы от ребенка. Повсеместно был распространен запрет качать пустую колыбель, нарушение которого могло иметь разнообразные следствия: бессонница, головная боль, смерть младенца, проникновение в зыбку нечисти.
Главная конструктивная особенность колыбели — ее подвешенность. Низ всегда связывался с чем-то негативным, вплоть до смерти. Поэтому здорового младенца запрещалось класть на пол; люльку отделяли от нижнего мира, помещая под нее нож, ножницы, веник или полено. В то же время умирающего младенца укладывали именно на пол, под иконы, потому что «в висящей зыбке умирать тяжело».
Существенную роль в формировании мифологии колыбели играет очеп, что обнаруживается в предпочтении тех или иных пород деревьев, из которых он вырезался, причем этот выбор опирался на мифопоэтические мотивировки, например, нельзя было брать березу (ребенок не будет спать) или ель (младенец покроется коростой). С подозрением относились к осине как к дереву нечистой силы.
По количеству сучков на очепе предсказывали количество будущих детишек.
Выступая как первое жилище человека на его жизненном пути, колыбель требовала соблюдения многочисленных предосторожностей в обращении с ней. В течение первого года жизни младенца клали в зыбку с благословением, чтобы «черт не подменил». На стенках вырезали или рисовали смолой один-два креста или прикрепляли иконку, над колыбелью вешали колокольчики и ложку, которые служили погремушкой ребенку и заодно отгоняли нечисть В колыбель помещали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину, которые должны были отвлечь внимание зыбочника, полуденника и полуночницы от ребенка. Повсеместно был распространен запрет качать пустую колыбель, нарушение которого могло иметь разнообразные следствия: бессонница, головная боль, смерть младенца, проникновение в зыбку нечисти.
Главная конструктивная особенность колыбели — ее подвешенность. Низ всегда связывался с чем-то негативным, вплоть до смерти. Поэтому здорового младенца запрещалось класть на пол; люльку отделяли от нижнего мира, помещая под нее нож, ножницы, веник или полено. В то же время умирающего младенца укладывали именно на пол, под иконы, потому что «в висящей зыбке умирать тяжело».
Существенную роль в формировании мифологии колыбели играет очеп, что обнаруживается в предпочтении тех или иных пород деревьев, из которых он вырезался, причем этот выбор опирался на мифопоэтические мотивировки, например, нельзя было брать березу (ребенок не будет спать) или ель (младенец покроется коростой). С подозрением относились к осине как к дереву нечистой силы.
По количеству сучков на очепе предсказывали количество будущих детишек.