Кувшин адыгейский, или кумган, — это узкогорлый сосуд с носиком и ручкой. Он предназначался для переноса и хранения воды, а также мог использоваться для ритуальных и повседневных омовений. В Геленджикский музей сосуд передали из Адыгейского областного музея в 1971 году.
Материалом для производства кумганов обычно служили латунь, медь, цинк, серебро или железо. Чаще использовали латунь и медь, так как эти материалы обладают большей пластичностью. Для изготовления кувшинов мастера использовали молотки, наковальни, имевшие различные формы рабочей поверхности. Для того чтобы обработать сосуд изнутри, использовались молотки и подвижные наковальни особой формы. Такую наковальню неподвижно закрепляли на скамье, мастер надевал на нее заготовку кувшина и ударами снаружи придавал кумгану нужную форму. Готовые кумганы часто покрывали чеканкой, украшали различными водными символами: круги и бугорки символизировали капли, полосы — струи и потоки, а дуги, как предполагают исследователи, — дождевые облака. Для чеканки использовали специальные стержни. Ножки, ручки и другие массивные части кумгана отливались в специальных формах, а затем припаивались или прикреплялись к сосуду заклепками. На Кавказе в основном использовали именно медь. И для продления срока службы кувшина его лудили, то есть покрывали тонким слоем олова внутри и снаружи. Лужение защищало металл от внешних воздействий и неблагоприятных процессов, в частности коррозии, делало изделие более износостойким. Такую процедуру периодически повторяли, и профессия лудильщика была очень востребованной.
Откуда же на Северо-Западный Кавказ попали кумганы? Считается, что на Кавказ кумганы пришли вместе с распространением ислама в XVI веке. В исламе омовение как процесс не только физического, но и ритуального очищения занимает очень важное место. Без омовения мусульмане не могут совершать религиозные обряды и прикасаться к Корану. Несмотря на то, что адыги продолжали придерживаться обычаев своих предков и новая религия распространялась очень медленно, более легкая и практичная в быту медная посуда довольно быстро приглянулась местным жителям и быстро вытеснила изделия из керамики.
Материалом для производства кумганов обычно служили латунь, медь, цинк, серебро или железо. Чаще использовали латунь и медь, так как эти материалы обладают большей пластичностью. Для изготовления кувшинов мастера использовали молотки, наковальни, имевшие различные формы рабочей поверхности. Для того чтобы обработать сосуд изнутри, использовались молотки и подвижные наковальни особой формы. Такую наковальню неподвижно закрепляли на скамье, мастер надевал на нее заготовку кувшина и ударами снаружи придавал кумгану нужную форму. Готовые кумганы часто покрывали чеканкой, украшали различными водными символами: круги и бугорки символизировали капли, полосы — струи и потоки, а дуги, как предполагают исследователи, — дождевые облака. Для чеканки использовали специальные стержни. Ножки, ручки и другие массивные части кумгана отливались в специальных формах, а затем припаивались или прикреплялись к сосуду заклепками. На Кавказе в основном использовали именно медь. И для продления срока службы кувшина его лудили, то есть покрывали тонким слоем олова внутри и снаружи. Лужение защищало металл от внешних воздействий и неблагоприятных процессов, в частности коррозии, делало изделие более износостойким. Такую процедуру периодически повторяли, и профессия лудильщика была очень востребованной.
Откуда же на Северо-Западный Кавказ попали кумганы? Считается, что на Кавказ кумганы пришли вместе с распространением ислама в XVI веке. В исламе омовение как процесс не только физического, но и ритуального очищения занимает очень важное место. Без омовения мусульмане не могут совершать религиозные обряды и прикасаться к Корану. Несмотря на то, что адыги продолжали придерживаться обычаев своих предков и новая религия распространялась очень медленно, более легкая и практичная в быту медная посуда довольно быстро приглянулась местным жителям и быстро вытеснила изделия из керамики.