Кувшин — это вид посуды, предназначенный для жидкостей. В XVI–XVII веках на Руси доминировали крупные сосуды с шаровидным туловом. Позднее кувшины стали уменьшаться в размерах, их формы стали более разнообразными и изысканными. Добавились также и материалы: фарфор, стекло, металл.
В больших кувшинах хранили жидкости, а с сосудами поменьше ходили «по воду», ставя их на плечи. Так, несколько целых кувшинов было найдено на дне колодцев XVIII века при раскопках на улице Советской — центральной улице Тулы. Сосуды меньшей емкости использовали в качестве столовой посуды: в них подавали к столу напитки.
Поверхность большинства кувшинов перед обжигом лощили, чтобы повысить их влагонепроницаемость. Лощение — это старинный декоративный прием: поверхность керамического изделия или отдельные его участки натирают до зеркального блеска гладким предметом — камнем-голышом, полировальной косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком.
С помощью гладких полирующих предметов на глиняную поверхность наносят также простейшие узоры, чаще всего в виде волнистых или прямых линий. Перед лощением изделие подсушивают до состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно.
Определяют такое состояние опытным путем, проводя гладким предметом в незаметном месте — например, на донышке сосуда. Как только лощило начинает оставлять на глине блестящие полосы, можно приступать к лощению.
При лощении верхний слой глины уплотняется и становится более прочным. В старину лощение отчасти заменяло глазурирование, будучи более простым и доступным способом укрепить керамику. Блеск, приобретенный при лощении, усиливается после обжига керамического изделия.
Обжиг кувшинов чаще всего проводили в восстановительном режиме — без доступа воздуха на последнем этапе. В результате поверхность сосуда из-за образовавшейся копоти приобретала темно-серую или черную окраску. Другим приемом обработки поверхности было ее ангобирование — покрытие тонким слоем светлой глины с последующей росписью минеральными красками.