Курильница из музейной коллекции представляет собой один из характерных типов сосудов катакомбной культурно-исторической общности. Это было этнокультурное объединение эпохи средней бронзы, которая началась во второй половине 3-го тысячелетия до нашей эры и закончилась в первой четверти 2-го тысячелетия до нашей эры. Население катакомбной культурной общности заселяло степную и лесостепную полосу от Приуралья и Северного Кавказа до низовий Дуная.
Курильницы использовались населением катакомбной культуры в различных ритуалах. Сосуды получили такое название, поскольку в них закладывались ароматические вещества, которые после поджигания источали приятный запах. Эти сосуды представляют собой чаши с маленьким отделением на нескольких ножках, обычно четырех.
Зачастую курильницы богато орнаментировали. Такие предметы, относящиеся к среднедонской катакомбной культуре, традиционно снабжали крестообразной подставкой. В орнаменте сосудов ученым встречались, например, волнистые линии. Исследователи связывали их с символикой змеи. Показательно, что из погребения Зареченского могильника кроме сосуда с волнистыми линиями происходит каменный пест, на котором было выполнено изображение «змейки».
Археологи также выделили декор, который напомнил им «древо жизни». Он встречался на четырех сосудах. На одной из курильниц были представлены крестовидные знаки, а также начертания, напоминающие «знаки-письмена».
Во время совершения ритуала терпкий аромат трав и ароматических смол распространялся по месту его проведения, возможно, символически очищая умершего и пространство вокруг захоронения. Курильницу затем ставили у головы или ног погребенного, иногда оставляли в жертвеннике на перекрытии могилы.
Исследования показали, что
в этих сосудах воскуряли душистые прутики тамарикса и других кустарников, а
также степные травы, среди которых встречалась и конопля. Распространение
курильниц на территории Среднего Подонья можно связать с влиянием манычской
культуры. Большинство курильниц ученые связали с развитым или финальным
периодами бытования среднедонской катакомбной культуры. Основная их масса
происходит из погребений левобережья Дона.