Первые фарфоровые куклы в Европе появились в 1750-е годы. Сначала фигурки отливали в специальных формах целиком, затем тело стали изготавливать отдельно от головы. Для дорогих изделий использовали наиболее качественный материал, для более дешевых моделей в ход шел фарфор с шероховатой поверхностью, который называли на французский манер stone bisque, «неокрашенный бисквит». С начала 1870 года фарфор для кукольных голов начали тонировать в телесный цвет, чтобы получить больше сходства с кожей. Туловища создавали из дерева, кожи, текстиля, папье-маше. Размер кукол варьировался от 6 до 80 сантиметров. У дорогих экземпляров волосы изготавливали с использованием мохера и настоящих волос — у дешевых прическу отливали из фарфора или рисовали на готовой голове.
В конце XVIII — середине XIX века спрос на фарфоровые куклы возрос. Их приобретали для детей или для украшения интерьера. Искусно выполненные экземпляры попадали в частные коллекции. В России в это время была популярна компания Armand Marseille. Ее основал Арманд Марсель, сын русских эмигрантов. Марсель родился в Санкт-Петербурге. Его отец служил придворным архитектором Николая I, который увлекался немецкой культурой и архитектурой. После смерти императора семья Марселей покинула Россию и поселилась в городе Кобург, в Тюрингии.
В 1884 году Арманд Марсель купил небольшую фабрику игрушек в Зоннеберге, а через год — фарфоровый завод в Коппельсдорфе, переоборудовав его для изготовления кукольных голов. С годами Марсель расширял производство, например, специально для американского рынка он разработал куклу Queen Louise («Королева Луиза»). От своих представителей в зарубежных филиалах он получал подробные отчеты, поэтому мог реагировать на спрос в любой стране.
Фабрики Арманда Марселя выпустили около миллиона кукол и их голов из неглазурованного фарфора. В 1900-х годах компания Марселя стала кукольной империей с огромным доходом. Большие партии кукол уходили в Россию. Арманд Марсель всегда демонстрировал свое происхождение: в доме висели русские иконы, а во время светских приемов он поднимал над крышей русский флаг. Куклами Марселя играли дети последнего российского императора Николая II.
В конце XVIII — середине XIX века спрос на фарфоровые куклы возрос. Их приобретали для детей или для украшения интерьера. Искусно выполненные экземпляры попадали в частные коллекции. В России в это время была популярна компания Armand Marseille. Ее основал Арманд Марсель, сын русских эмигрантов. Марсель родился в Санкт-Петербурге. Его отец служил придворным архитектором Николая I, который увлекался немецкой культурой и архитектурой. После смерти императора семья Марселей покинула Россию и поселилась в городе Кобург, в Тюрингии.
В 1884 году Арманд Марсель купил небольшую фабрику игрушек в Зоннеберге, а через год — фарфоровый завод в Коппельсдорфе, переоборудовав его для изготовления кукольных голов. С годами Марсель расширял производство, например, специально для американского рынка он разработал куклу Queen Louise («Королева Луиза»). От своих представителей в зарубежных филиалах он получал подробные отчеты, поэтому мог реагировать на спрос в любой стране.
Фабрики Арманда Марселя выпустили около миллиона кукол и их голов из неглазурованного фарфора. В 1900-х годах компания Марселя стала кукольной империей с огромным доходом. Большие партии кукол уходили в Россию. Арманд Марсель всегда демонстрировал свое происхождение: в доме висели русские иконы, а во время светских приемов он поднимал над крышей русский флаг. Куклами Марселя играли дети последнего российского императора Николая II.
Кукла попала в музейную коллекцию в 1996 году от Елены Васильчиковой. До этого она принадлежала ишимской купчихе Софье Людвиговне Кутыревой (Шадэ), которая приходилась Васильчиковой двоюродной бабушкой.