В первой трети XIX века на заводе Гарднера, который располагался в подмосковном селе Вербилки, производили не только фарфоровую посуду и парадные сервизы, но и самые разные скульптуры. Статуэтки изготавливали в основном по образцам тиражной графики известных изданий, например, по гравюрам Алексея Венецианова из журнала «Волшебный фонарь». В коллекции музея хранится фарфоровая скульптура «Кучер», которая относится именно к этой серии.
Фигурка изображает кучера средних лет с густой бородой и в синем кафтане. Его голову венчает красная шапка. Руки в рукавицах заложены за спину. Одежда расписана цветом, не воспроизводит фактуру ткани. Немного вытянутые пропорции статуэтки соответствуют эстетике высокого классицизма.
В XIX веке костюм русского извозчика состоял из длинной поддевки с запахом на одну сторону, четырехугольной шапки и высоких сапог. На фасон одежды того времени влияли татарские и польские национальные костюмы. «Татарские» кафтаны были длинными, широкими, мешковатыми и свободными, с длинными широкими рукавами и с застежкой на левую сторону. «Польские» кафтаны были короче, с узкими рукавами, их шили по фигуре и застегивали на правую сторону. Так, верхнее платье на фарфоровом кучере напоминает как раз польский вариант.
Кафтан статуэтки по традиции подпоясан красным кушаком — длинной и широкой полосой материи, обернутой вокруг талии. Этот аксессуар был обязательным элементом костюма извозчика: поскольку в XIX веке на одежде еще не было карманов, ценные вещи часто прятали именно в складки кушака, как в поясную сумку.
Основателем фарфорового завода, на котором создали эту фигурку, был шотландский купец Фрэнсис Гарднер. В 1746 году он приехал в Россию, чтобы открыть свое дело, и стал представляться Францем. Сначала Гарднер занимался лесозаготовкой и сахарным производством. А позднее переехал из Санкт-Петербурга в Москву и решил построить фарфоровую фабрику. Местом для нового завода он выбрал село Вербилки в Московской губернии. В 1882 году за качество продукции предприятие удостоили права изображать на своих изделиях государственный герб.
Фигурка изображает кучера средних лет с густой бородой и в синем кафтане. Его голову венчает красная шапка. Руки в рукавицах заложены за спину. Одежда расписана цветом, не воспроизводит фактуру ткани. Немного вытянутые пропорции статуэтки соответствуют эстетике высокого классицизма.
В XIX веке костюм русского извозчика состоял из длинной поддевки с запахом на одну сторону, четырехугольной шапки и высоких сапог. На фасон одежды того времени влияли татарские и польские национальные костюмы. «Татарские» кафтаны были длинными, широкими, мешковатыми и свободными, с длинными широкими рукавами и с застежкой на левую сторону. «Польские» кафтаны были короче, с узкими рукавами, их шили по фигуре и застегивали на правую сторону. Так, верхнее платье на фарфоровом кучере напоминает как раз польский вариант.
Кафтан статуэтки по традиции подпоясан красным кушаком — длинной и широкой полосой материи, обернутой вокруг талии. Этот аксессуар был обязательным элементом костюма извозчика: поскольку в XIX веке на одежде еще не было карманов, ценные вещи часто прятали именно в складки кушака, как в поясную сумку.
Основателем фарфорового завода, на котором создали эту фигурку, был шотландский купец Фрэнсис Гарднер. В 1746 году он приехал в Россию, чтобы открыть свое дело, и стал представляться Францем. Сначала Гарднер занимался лесозаготовкой и сахарным производством. А позднее переехал из Санкт-Петербурга в Москву и решил построить фарфоровую фабрику. Местом для нового завода он выбрал село Вербилки в Московской губернии. В 1882 году за качество продукции предприятие удостоили права изображать на своих изделиях государственный герб.