В конце IV — первой половине V века, в период Великого переселения народов, на территории современного Задонского района Липецкой области, неподалеку от современного села Ксизово, возникло гуннское княжество. Под контролем кочевников был создан административный и ремесленный центр, который контролировал часть торгового пути пушниной по реке Дон.
Неподалеку от поселения находилось древнее кладбище — могильник. Здесь было обнаружено захоронение мужчины 20–30 лет с погребальным инвентарем. Оно было совершено в яме с «заплечиками»: сначала была выкопана довольно широкая яма, на дне которой сделали более узкую. На «плечи», которые получились таким образом, древние люди положили деревянные плахи и перекрыли вход в могилу.
Судя по остаткам тлена, головной убор, штаны и пояс мужчины были сделаны из кожи. Пояс застегивался большой бронзовой пряжкой, помимо нее были найдены пряжки от портупеи. На поясе у погребенного висели нагайка, бритва и нож. Здесь же археологами была обнаружена стеклянная бусина. Вдоль тела располагалось копье. Судя по остаткам деревянного тлена, оно было длиной около 172 см.
Возле головы, в специальных углублениях, стоял лепной горшок и стеклянный кубок. Изделия из стекла, тем более кубок, очень ценились в середине I тысячелетия. После опустошительного нашествия гуннов и начала Великого переселения народов многие стекольные мастерские перестали работать.
Принадлежности для пиров были в этот период не просто дорогими предметами, но и ритуальными. Они клались в могилу только состоятельных и знатных лиц. Если провести параллель с обрядовой составляющей пиров XIII–XIV веков, можно сделать вывод о том, что этот кубок являлся личной собственностью воина, и его использование носило знаковый, сакральный смысл.
Аналоги ксизовского кубка находили в Кисловодске, Крыму, Херсонесе, французском Марселе, итальянском городе Мантуя. Однако точно определить место изготовления ученым не удалось. Вероятно, его сделали в одном из производственных центров Средиземноморья или Причерноморья.
Неподалеку от поселения находилось древнее кладбище — могильник. Здесь было обнаружено захоронение мужчины 20–30 лет с погребальным инвентарем. Оно было совершено в яме с «заплечиками»: сначала была выкопана довольно широкая яма, на дне которой сделали более узкую. На «плечи», которые получились таким образом, древние люди положили деревянные плахи и перекрыли вход в могилу.
Судя по остаткам тлена, головной убор, штаны и пояс мужчины были сделаны из кожи. Пояс застегивался большой бронзовой пряжкой, помимо нее были найдены пряжки от портупеи. На поясе у погребенного висели нагайка, бритва и нож. Здесь же археологами была обнаружена стеклянная бусина. Вдоль тела располагалось копье. Судя по остаткам деревянного тлена, оно было длиной около 172 см.
Возле головы, в специальных углублениях, стоял лепной горшок и стеклянный кубок. Изделия из стекла, тем более кубок, очень ценились в середине I тысячелетия. После опустошительного нашествия гуннов и начала Великого переселения народов многие стекольные мастерские перестали работать.
Принадлежности для пиров были в этот период не просто дорогими предметами, но и ритуальными. Они клались в могилу только состоятельных и знатных лиц. Если провести параллель с обрядовой составляющей пиров XIII–XIV веков, можно сделать вывод о том, что этот кубок являлся личной собственностью воина, и его использование носило знаковый, сакральный смысл.
Аналоги ксизовского кубка находили в Кисловодске, Крыму, Херсонесе, французском Марселе, итальянском городе Мантуя. Однако точно определить место изготовления ученым не удалось. Вероятно, его сделали в одном из производственных центров Средиземноморья или Причерноморья.