С появлением на Руси христианства в Х веке одним из главных символов новой религии стал восьмиконечный крест. Кресты издревле различались по своему назначению: одни были выполнены для ношения на теле, другие — для церковных богослужений и обрядов.
К последнему типу относится восьмиконечный крест из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Это крест напрестольный, место которого на специальном столе у алтаря. Такой крест после богослужения целуют прихожане, когда получают благословение. Напрестольный восьмиконечный крест «Распятие Христово» из коллекции музея отлит из медного сплава неизвестным мастером в XIX веке.
В самом верху вертикальной балки изображен Господь Саваоф, или Бог Отец. Ниже, по центру, — Святой Дух в виде голубя между двух летящих ангелов. Данная композиция символизирует возвращение Иисуса Христа, умершего за человеческие грехи, обратно на небеса.
В центре представлено «Распятие Христово», выполненное в канонах православной традиции. Голова Христа склонена направо. На «пилатовой дощице» над головой Иисуса — славянская монограмма «IНЦИ», что означает «Иисус Назорей — Царь Иудейский». Тело Спасителя слегка изогнуто. Ладони и стопы пригвождены к доскам. Справа от Спасителя изображено копье, слева — трость с губкой — орудия палачей. Над ними написания «НИ», «КА» («Ника»), что можно расшифровать как «Победитель», поскольку Христос победил смерть.
Перекладина, к которой прибиты гвоздями ноги Иисуса Христа, изображена наискосок, одна сторона выше другой. Правый край, поднятый вверх, — символ спасения души раскаявшегося человека; опущенный вниз край — символ тяжести греха нераскаявшегося.
Внизу, под ногами Иисуса, — изображение головы Адама в виде черепа. Принято считать, что у подножия креста, на котором был распят Иисус, похоронены Адам и Ева, первые люди. Жертвенная кровь Христа омыла кости прародителей, смыв первородный грех с них и с их потомков.
По периметру креста пущен орнамент в виде стилизованного жгута. Фон покрыт голубой эмалью. Все детали креста проработаны четко. Оборотная сторона креста полностью покрыта богослужебными текстами.
К последнему типу относится восьмиконечный крест из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Это крест напрестольный, место которого на специальном столе у алтаря. Такой крест после богослужения целуют прихожане, когда получают благословение. Напрестольный восьмиконечный крест «Распятие Христово» из коллекции музея отлит из медного сплава неизвестным мастером в XIX веке.
В самом верху вертикальной балки изображен Господь Саваоф, или Бог Отец. Ниже, по центру, — Святой Дух в виде голубя между двух летящих ангелов. Данная композиция символизирует возвращение Иисуса Христа, умершего за человеческие грехи, обратно на небеса.
В центре представлено «Распятие Христово», выполненное в канонах православной традиции. Голова Христа склонена направо. На «пилатовой дощице» над головой Иисуса — славянская монограмма «IНЦИ», что означает «Иисус Назорей — Царь Иудейский». Тело Спасителя слегка изогнуто. Ладони и стопы пригвождены к доскам. Справа от Спасителя изображено копье, слева — трость с губкой — орудия палачей. Над ними написания «НИ», «КА» («Ника»), что можно расшифровать как «Победитель», поскольку Христос победил смерть.
По периметру средней перекладины сверху и снизу расположены вдавленные надписи с названием креста и текстом молитвы. Вверху — объемное написание «Сын Божий».
Перекладина, к которой прибиты гвоздями ноги Иисуса Христа, изображена наискосок, одна сторона выше другой. Правый край, поднятый вверх, — символ спасения души раскаявшегося человека; опущенный вниз край — символ тяжести греха нераскаявшегося.
Внизу, под ногами Иисуса, — изображение головы Адама в виде черепа. Принято считать, что у подножия креста, на котором был распят Иисус, похоронены Адам и Ева, первые люди. Жертвенная кровь Христа омыла кости прародителей, смыв первородный грех с них и с их потомков.
По периметру креста пущен орнамент в виде стилизованного жгута. Фон покрыт голубой эмалью. Все детали креста проработаны четко. Оборотная сторона креста полностью покрыта богослужебными текстами.