Наперсный крест появился на территории Древней Руси в период принятия христианства. Он носился на груди на шнуре или цепочке под одеждой или поверх нее. До XVIII века в России и Малороссии крест считался принадлежностью исключительно епископа и архимандрита. Сейчас в русской православной традиции наперсные кресты носятся всеми иереями монашествующего и белого духовенства.
Традиция создания миниатюрных резных распятий и икон пришла в славянские земли из византийских монастырей. В XVIII–XIX веках наиболее крупные и авторитетные центры резьбы были на Афоне и в Киеве, где мастера изготавливали как высокохудожественные произведения из драгоценных материалов, так и недорогую массовую продукцию.
Небольшие резные кресты, панагии — иконы Богородицы и образа работы афонских и киево-печерских монахов, включавшие множество миниатюрных сцен, поражали виртуозной техникой исполнения. Эти изделия расходились по разным странам, в том числе России, и часто становились образцами для местных мастеров-резчиков.
Если сначала подобным видом работ занимались в монастырях, то уже во второй половине XVIII века кресты и иконы создавали городские ремесленники, записанные в иконописный цех. Вероятно, одним из таких цеховых украинских мастеров была исполнена реликвия из собрания Радищевского музея.
Четырехконечный крест имеет две стороны. На лицевой в самом центре располагается изображение Распятия со святыми, образ Саваофа с голубем и евангельские сюжеты. На оборотной стороне — Пресвятая Богородица с Младенцем на руках и преподобные святые Антоний и Феодосий Печерские. В верхнем клейме представлена сюжетная композиция «Благовещение», а в нижних — изображения святых мучениц Екатерины и Варвары, а также Святителя Николая Чудотворца.
Тончайшая резьба демонстрирует виртуозную технику мастераминиатюриста XVIII века. Создавая свое произведение, умелец прежде всего ориентировался на лучшие образцы Афона и Киева, тем самым совмещая традиции двух прославленных школ.
Изделие отличают и лаконичность образов святых, и тщательность проработки деталей (ракурсы, выражения лиц, складки одеяний), и легкая вытянутость силуэтов, характерная для изделий мастерских Киево-Печерской лавры. В произведении отсутствуют своеобразные строгость и сдержанность в изображении праведников, свойственные резным изделиям афонских мастеров. Оригинальность кресту придает использование мастером техники росписи цветными пигментами.
Традиция создания миниатюрных резных распятий и икон пришла в славянские земли из византийских монастырей. В XVIII–XIX веках наиболее крупные и авторитетные центры резьбы были на Афоне и в Киеве, где мастера изготавливали как высокохудожественные произведения из драгоценных материалов, так и недорогую массовую продукцию.
Небольшие резные кресты, панагии — иконы Богородицы и образа работы афонских и киево-печерских монахов, включавшие множество миниатюрных сцен, поражали виртуозной техникой исполнения. Эти изделия расходились по разным странам, в том числе России, и часто становились образцами для местных мастеров-резчиков.
Если сначала подобным видом работ занимались в монастырях, то уже во второй половине XVIII века кресты и иконы создавали городские ремесленники, записанные в иконописный цех. Вероятно, одним из таких цеховых украинских мастеров была исполнена реликвия из собрания Радищевского музея.
Четырехконечный крест имеет две стороны. На лицевой в самом центре располагается изображение Распятия со святыми, образ Саваофа с голубем и евангельские сюжеты. На оборотной стороне — Пресвятая Богородица с Младенцем на руках и преподобные святые Антоний и Феодосий Печерские. В верхнем клейме представлена сюжетная композиция «Благовещение», а в нижних — изображения святых мучениц Екатерины и Варвары, а также Святителя Николая Чудотворца.
Тончайшая резьба демонстрирует виртуозную технику мастераминиатюриста XVIII века. Создавая свое произведение, умелец прежде всего ориентировался на лучшие образцы Афона и Киева, тем самым совмещая традиции двух прославленных школ.
Изделие отличают и лаконичность образов святых, и тщательность проработки деталей (ракурсы, выражения лиц, складки одеяний), и легкая вытянутость силуэтов, характерная для изделий мастерских Киево-Печерской лавры. В произведении отсутствуют своеобразные строгость и сдержанность в изображении праведников, свойственные резным изделиям афонских мастеров. Оригинальность кресту придает использование мастером техники росписи цветными пигментами.