Армения провозгласила христианство своей государственной религией еще в IV веке — в 301 году нашей эры — и стала первым государством, которое узаконило христианское вероисповедание. Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, она отличается и от византийского православия, и от римского католицизма.
Основателями церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея, которые проповедовали на этих территориях, а позже были преданы мученической смерти. Согласно легенде, первым патриархом, или католикосом, Армянской апостольской церкви был святой Григорий Просветитель. Он обратил в христианство армянского царя Трдата III, который и сделал христианство государственной религией. Принятое вероучение во многом определило формы ювелирного искусства Армении.
Армянское нагорье было богато сырьевыми ресурсами. Здесь добывали драгоценные металлы, развивали ювелирное дело и ковали золотые монеты, которые ходили в обращении древнего и средневекового Востока. С эпохи ранней бронзы ювелирное дело Армянского нагорья становилось отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. В изделиях местных мастеров драгоценный металл сочетался с цветными эмалевыми узорами, ювелирными камнями и ажурным узором — сканью.
Крест, представленный на выставке Государственного исторического музея, украшен херувимами и символами евангелистов на белом эмалевом фоне. Его концы выполнены в виде цветков, рукоять оканчивается гладким шаром. Изделие декорировано изумрудами в обрамлении рубинов. А на его оборотной стороне на белый фон нанесен узор из цветов и листьев.
Крест хранился в главном храме Армении — Эчмиадзине. Затем его похитили. Однако об этом узнал офицер русской армии Габриэль Казабеков, выкупил драгоценную реликвию и вернул в храм. На оборотной стороне креста сохранилась об этом армянская надпись (с сохранением орфографии и пунктуации):
Основателями церкви в Армении считают святых апостолов Фаддея и Варфоломея, которые проповедовали на этих территориях, а позже были преданы мученической смерти. Согласно легенде, первым патриархом, или католикосом, Армянской апостольской церкви был святой Григорий Просветитель. Он обратил в христианство армянского царя Трдата III, который и сделал христианство государственной религией. Принятое вероучение во многом определило формы ювелирного искусства Армении.
Армянское нагорье было богато сырьевыми ресурсами. Здесь добывали драгоценные металлы, развивали ювелирное дело и ковали золотые монеты, которые ходили в обращении древнего и средневекового Востока. С эпохи ранней бронзы ювелирное дело Армянского нагорья становилось отдельной отраслью декоративно-прикладного искусства. В изделиях местных мастеров драгоценный металл сочетался с цветными эмалевыми узорами, ювелирными камнями и ажурным узором — сканью.
Крест, представленный на выставке Государственного исторического музея, украшен херувимами и символами евангелистов на белом эмалевом фоне. Его концы выполнены в виде цветков, рукоять оканчивается гладким шаром. Изделие декорировано изумрудами в обрамлении рубинов. А на его оборотной стороне на белый фон нанесен узор из цветов и листьев.
Крест хранился в главном храме Армении — Эчмиадзине. Затем его похитили. Однако об этом узнал офицер русской армии Габриэль Казабеков, выкупил драгоценную реликвию и вернул в храм. На оборотной стороне креста сохранилась об этом армянская надпись (с сохранением орфографии и пунктуации):