Исторический музей обладает богатой коллекцией французских каминных часов XVIII–XIX веков. Именно во Франции каминные часы начали пышно декорировать. Над ними работали лучшие художники, скульпторы и мастера бронзы.
В отличие от англичан, которые больше внимания уделяли часовым механизмам, французы, хотя тоже немало преуспели в механике, отдавали предпочтение декору часовых корпусов. Бронзовую скульптуру для украшения часов выполняли в технике литья или изготавливали по частям, а швы скрывали декором. Готовую отливку прочеканивали и золотили, при этом соблюдая правила художественной светотени и добиваясь приглушенного матового или яркого полированного блеска поверхности. Французские бронзовщики нередко одновременно выполняли обязанности литейщиков, чеканщиков и позолотчиков.
Самой частой темой в декоре каминных часов были античные сюжеты. В 1773 году начались археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, благодаря чему античность вновь вошла в моду. Часы украшали мифологическими и историческими фигурами из золоченой и патинированной бронзы. К этой категории относятся часы с аллегорическими композициями на темы мира и согласия, изобилия и процветания.
Помимо античности, источником вдохновения при оформлении каминных часов была тема учения. В 1760-х годах появились часы с композициями, которые прославляли чтение, разные науки, а также искусство: скульптуру, живопись, музыку. Эта тема раскрывалась в скульптурном оформлении каминных часов через изображения путти-гениев или юношей и девушек в античных одеждах.
Также красной нитью в оформлении французских часов проходила тема времени и любви. Чаще всего в декоре подобных изделий встречались изображения Амура — бога любовных уз. Особенно были распространены каминные часы с так называемым Амуром-носильщиком. Он мог нести на себе небесную сферу, волшебный фонарь или корзину с виноградом.
В собрании Исторического музея хранятся часы с Амуром-носильщиком, на крыльях которого расположен круглый корпус часового механизма. Таким образом, бог любви здесь представлен властителем Времени.
В отличие от англичан, которые больше внимания уделяли часовым механизмам, французы, хотя тоже немало преуспели в механике, отдавали предпочтение декору часовых корпусов. Бронзовую скульптуру для украшения часов выполняли в технике литья или изготавливали по частям, а швы скрывали декором. Готовую отливку прочеканивали и золотили, при этом соблюдая правила художественной светотени и добиваясь приглушенного матового или яркого полированного блеска поверхности. Французские бронзовщики нередко одновременно выполняли обязанности литейщиков, чеканщиков и позолотчиков.
Самой частой темой в декоре каминных часов были античные сюжеты. В 1773 году начались археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях, благодаря чему античность вновь вошла в моду. Часы украшали мифологическими и историческими фигурами из золоченой и патинированной бронзы. К этой категории относятся часы с аллегорическими композициями на темы мира и согласия, изобилия и процветания.
Помимо античности, источником вдохновения при оформлении каминных часов была тема учения. В 1760-х годах появились часы с композициями, которые прославляли чтение, разные науки, а также искусство: скульптуру, живопись, музыку. Эта тема раскрывалась в скульптурном оформлении каминных часов через изображения путти-гениев или юношей и девушек в античных одеждах.
Также красной нитью в оформлении французских часов проходила тема времени и любви. Чаще всего в декоре подобных изделий встречались изображения Амура — бога любовных уз. Особенно были распространены каминные часы с так называемым Амуром-носильщиком. Он мог нести на себе небесную сферу, волшебный фонарь или корзину с виноградом.
В собрании Исторического музея хранятся часы с Амуром-носильщиком, на крыльях которого расположен круглый корпус часового механизма. Таким образом, бог любви здесь представлен властителем Времени.