В начале XIX века кресла-корытце были популярным предметом мебели в России. Появление необычной формы кресла пришлось на эпоху ампира, последний этап классицизма. Свое название «корытце» кресло получило благодаря сплошной спинке с жесткой фанеровкой в форме корыта. Спинка охватывала сиденье с трех сторон, передние концы завершались резными фигурами сфинксов, орлов, гриффонов, лебедей. Предшественником кресла-корытца было кресло-гондола, созданное по проекту французских мастеров Шарля Персье и Пьера Фонтена в XVIII веке.
В отличие от своего французского предшественника российский образец кресла-корытца имел более четкий контур, сиденье вкладного типа по примеру конструкции, позаимствованной у английских мебельных изделий. Спинка могла быть как жесткой, так и мягкой.
Представленное кресло-корытце датируется началом ХХ века, изготовлено кустарным способом, предположительно, в Московской губернии Звенигородского уезда. Мастера изготовили его из массива дерева, покрыли его шпоном — тонкими срезами древесины — и вскрыли глянцевым лаком. Обито кресло модной в те годы шелковой тканью в темно-синюю, бежевую и серую полоску. По краю обивки проходит золотистая тесьма. Спинка мягкая, высокая, охватывающая сиденье с трех сторон. На передних концах спинки можно увидеть резные фигуры в виде бараньих голов. На верхнему краю спинки прикреплены фигурные бронзовые накладки.
Кресло-корытце передал в дар Государственный исторический музей специально для новой экспозиции в мемориальном доме М.И. Муравьева-Апостола. Кресло реставрировали дважды. Первый раз — в декабре 2004 года. Тогда специалисты Ялуторовского музея заменили обветшавшую обивку. Второй раз кресло восстанавливали в 2005 году. С ним работали художники-реставраторы высшей категории Свердловского областного краеведческого музея. Специалисты удалили гвозди, натёки старого клея, лака, восстановили разбитые детали конструкции, заново склеили и скрепили части кресла, вскрыли морилкой и отполировали его, восстановили бронзовые накладки и декоративную тесьму.