Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Православное искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Крещение Господне

Время создания
Конец XVI века
Размер
89x69 см
Техника
Дерево, темпера
4
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Крещение Господне
#2
Иконография Крещения Господня основывается на библейском тексте. В Евангелии от Матфея можно прочитать описание этого события: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него». 
 
Иконописный тип Крещения сложился в начале XIV века в Византии. В центре иконы обычно писали Иисуса Христа в набедренной повязке. Он стоял в водах Иордана. Спасителя никогда не изображали в статичной позе: обязательно одной ногой он делал шаг. Это символизировало последующее служение людям. 

Слева от него можно было увидеть Иоанна Предтечу, или Крестителя. Он возливал на главу Иисуса правой рукой воду. По левую руку от Христа писали ангелов. Они держали ткань, в которую готовы были завернуть крестившегося Иисуса.
#3

Об иконе

#4
В этой же иконографической традиции создана икона из коллекции Рыбинского музея-заповедника. Образ написали в конце XVI века, это одна из старейших икон в собрании музея. Предполагают, что её авторы — московские мастера. Об этом говорит особый поворот фигуры Христа и положение Иоанна Крестителя, которое часто встречалось на иконах этой школы. 
 
Берега Иордана изобразили скалистыми, с лещадками — условными изображениями гор. Они написаны в форме ступеней, которые символизируют духовное восхождение человека. Также на этой иконе Иисус правой рукой благословляет воды реки.

Икону написали на двух досках, скрепленных вместе. Чтобы они не раскололись, сзади вставили две узкие дощечки — шпонки, их установили на разной высоте навстречу друг другу. В середине полотна сделали прямоугольное углубление для основного рисунка — ковчег. Перед тем, как нанести живописный слой, деревянную основу покрыли левкасом — смесью клея и мела. Мастера использовали краски из порошковых пигментов, разведенных в яичном желтке. Для берегов взяли охру, пигменты для неё получали из глины и ржавчины. Охру подмешивали и в сажу, чтобы изобразить тёмные воды Иордана. Одного из ангелов написали в яркой красно-коралловой накидке. Такой пигмент получали из киновари — ртутного минерала. В зависимости от примесей краска могла быть и огненно-красного цвета, и малинового. 

На иконе из Рыбинского музея можно увидеть частицы позолоты, остатки оклада и следы от множества мелких гвоздей, которыми он крепился. Тыльная сторона образа плотно закрыта старой тканью. Изображение казалось утерянным, однако реставраторам удалось снять непрозрачный слой старой олифы и восстановить икону.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Крещение Господне

Время создания
Конец XVI века
Размер
89x69 см
Техника
Дерево, темпера
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%