С древности ковши создавали особой формы — чтобы они напоминали птицу, плывущую по воде. Птицы были священными существами для многих народов, которые населяли территорию Руси. И со временем ковш стал символом изобилия и достатка.
Традиция «жаловать» ковш в качестве награды появилась на Руси еще в XVI веке и сохранялась до XVIII столетия, когда отечественная наградная система уже сложилась. Согласно письменным источникам, первые золотые и серебряные ковши создали мастера крупнейшего художественного центра Руси — Великого Новгорода. Они перенесли в металл традиционную форму древнерусской деревянной питьевой посуды.
С середины XVII века ковши для пожалования начали изготавливать в Серебряной палате Московского Кремля, которая выпускала серебряные изделия для царского двора. Наградную посуду никогда не использовали по назначению, их хранили как почетный дар от монаршего имени и передавали по наследству.
До второй трети XVIII столетия серебряные ковши создавали в основном в технике холодной проковки, которая позволяла выявить природную красоту металла. Изысканность кованого изделия нередко подчеркивали частичной позолотой. Ею выделяли особо важные или декоративные детали: изображения на дне, узоры на спусках, а также выполненные вязью надписи.
Существовал определенный стандарт, как должен выглядеть жалованный ковш. В круге на донце и на ручке мастера помещали двуглавого орла, а по венцу снаружи шла легенда — надпись, на которой указывали царский титул, имя награжденного и его заслуги. Государственной символикой украшали награды не только для военных, но и для штатских подданных. Остальные детали декора мастер придумывал сам, сложные узоры помогали ему продемонстрировать свое умение. Размер ковша зависел от того, какую должность занимал награжденный, и от его заслуг перед правителем и государством.
Если человек терял почетную награду государя, он мог восстановить ее — но на собственные средства. Например, в 1676 году царь Федор Алексеевич одарил ковшом атамана Павла Чекунова. В 1744 году награда пропала во время пожара, но в 1750-м ее восстановили для внука атамана — Максима Чекунова.
Традиция «жаловать» ковш в качестве награды появилась на Руси еще в XVI веке и сохранялась до XVIII столетия, когда отечественная наградная система уже сложилась. Согласно письменным источникам, первые золотые и серебряные ковши создали мастера крупнейшего художественного центра Руси — Великого Новгорода. Они перенесли в металл традиционную форму древнерусской деревянной питьевой посуды.
С середины XVII века ковши для пожалования начали изготавливать в Серебряной палате Московского Кремля, которая выпускала серебряные изделия для царского двора. Наградную посуду никогда не использовали по назначению, их хранили как почетный дар от монаршего имени и передавали по наследству.
До второй трети XVIII столетия серебряные ковши создавали в основном в технике холодной проковки, которая позволяла выявить природную красоту металла. Изысканность кованого изделия нередко подчеркивали частичной позолотой. Ею выделяли особо важные или декоративные детали: изображения на дне, узоры на спусках, а также выполненные вязью надписи.
Существовал определенный стандарт, как должен выглядеть жалованный ковш. В круге на донце и на ручке мастера помещали двуглавого орла, а по венцу снаружи шла легенда — надпись, на которой указывали царский титул, имя награжденного и его заслуги. Государственной символикой украшали награды не только для военных, но и для штатских подданных. Остальные детали декора мастер придумывал сам, сложные узоры помогали ему продемонстрировать свое умение. Размер ковша зависел от того, какую должность занимал награжденный, и от его заслуг перед правителем и государством.
Если человек терял почетную награду государя, он мог восстановить ее — но на собственные средства. Например, в 1676 году царь Федор Алексеевич одарил ковшом атамана Павла Чекунова. В 1744 году награда пропала во время пожара, но в 1750-м ее восстановили для внука атамана — Максима Чекунова.