Наградные ковши — одна из наиболее распространенных форм наград за военные и гражданские заслуги. Как правило, подобная драгоценная посуда не использовалась по своему прямому утилитарному назначению. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству. Иногда вместе с другим имуществом они возвращались в царскую казну, в случае, если владелец попадал в опалу. При утрате наградного ковша во время пожара или другого бедствия человек имел право, попросив разрешения царя, на свои средства восстановить ковш.
По тонкости исполнения и техническому совершенству резьбы ковш бургомистра Головкина можно отнести к выдающимся образцам декоративно-прикладного искусства конца XVII века. Надпись на венце сообщает, что этим ковшом в 1702 году Петр I наградил смоленского бургомистра Михаила Ивановича Головкина «…за его многую службу и радение и за прибор прошлого 1701 года».
В смоленском ковше интересно использование нового для русского языка слова «бургомистр». Должность бургомистра была введена в России указом Петра от 30 января 1699 года. Новое должностное лицо возглавляло городское самоуправление. В его обязанности входили судебные и административно-фискальные дела, и в первую очередь — сбор всех налогов с населения, за что бургомистр отвечал своим имуществом. Надпись на ковше подтверждает, что Головкин как раз и был награжден за хороший сбор налогов прошлого года, то есть «за прибор».
Над созданием ковша трудились несколько мастеров: чеканщик, гравер, литейщик, позолотчик и писарь. Ковш выполнен в Москве. На дне выбиты инициалы мастера «ПОГ».
Ковш выполнен в форме ладьи. Для придания торжественности часть рельефа позолочена. Сам рельеф выполнен в виде декоративного растительного орнамента с головками сказочных птиц. По краю ковша идет резная надпись, прерванная медальонами с титулами царя. На дне, носике и ручке — изображение двуглавого орла. Государственная символика размещалась на драгоценной посуде, как правило, в двух случаях: если эта посуда принадлежала царствующему дому, либо предназначалась быть государственной наградой.
По тонкости исполнения и техническому совершенству резьбы ковш бургомистра Головкина можно отнести к выдающимся образцам декоративно-прикладного искусства конца XVII века. Надпись на венце сообщает, что этим ковшом в 1702 году Петр I наградил смоленского бургомистра Михаила Ивановича Головкина «…за его многую службу и радение и за прибор прошлого 1701 года».
В смоленском ковше интересно использование нового для русского языка слова «бургомистр». Должность бургомистра была введена в России указом Петра от 30 января 1699 года. Новое должностное лицо возглавляло городское самоуправление. В его обязанности входили судебные и административно-фискальные дела, и в первую очередь — сбор всех налогов с населения, за что бургомистр отвечал своим имуществом. Надпись на ковше подтверждает, что Головкин как раз и был награжден за хороший сбор налогов прошлого года, то есть «за прибор».
Над созданием ковша трудились несколько мастеров: чеканщик, гравер, литейщик, позолотчик и писарь. Ковш выполнен в Москве. На дне выбиты инициалы мастера «ПОГ».
Ковш выполнен в форме ладьи. Для придания торжественности часть рельефа позолочена. Сам рельеф выполнен в виде декоративного растительного орнамента с головками сказочных птиц. По краю ковша идет резная надпись, прерванная медальонами с титулами царя. На дне, носике и ручке — изображение двуглавого орла. Государственная символика размещалась на драгоценной посуде, как правило, в двух случаях: если эта посуда принадлежала царствующему дому, либо предназначалась быть государственной наградой.