Котел из собрания Астраханского музея-заповедника нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Котел был создан в I веке до нашей эры. Он имеет форму полусферы, венчик на посудине отогнут, а под ним прикреплены два атташа — декоративные рельефные накладки. Такие элементы — обычно они бывают разной формы — используют для украшения в ювелирном деле, при изготовлении парадной посуды и даже в архитектуре. В нашем случае атташи изготовлены в виде виноградных листьев, а с широкой стороны листа припаяна балясина, в которую вставлялась ручка в виде лунницы — полумесяца. Ручка сохранилась только одна.
Все эти элементы украшены золотом, оно нанесено тонким слоем поверх металла, из которого изготовлен котел. Такую технику называют плакирование. На виноградном листе древний мастер отчеканил прожилки, а пространство между ними заполнил точечным орнаментом.
Также методом плакировки на котле нанесена широкая лента, а внутри сосуда изображены четыре рыбы, которые плывут друг за другом. В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе, омывающей одну сторону мира и выступающей символом края света. Рыба охраняла мировое древо, растущее посреди озера Ворукаша.
На венчике острым инструментом — пуансоном — выбита греческая надпись, которая переводится как «Царя Артевазда. Сделал Ампсалак». Историки в большинстве своём приходят к выводу, что здесь упоминается армянский монарх Артавазд II, который правил между 55 и 34 годами до нашей эры. А погребенный, возможно, принимал участие в походе боспорского царя Фарнака в Малую Азию в 49-47 годах до нашей эры и был знатным воином или, вероятнее всего, вождём одного из сарматских племён.
Котел мог быть изготовлен в Армении: в этой стране уже в ту эпоху были развиты традиции изысканной обработки драгоценных металлов.
В 2005 году котел из собрания Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими ценностями экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Котел был создан в I веке до нашей эры. Он имеет форму полусферы, венчик на посудине отогнут, а под ним прикреплены два атташа — декоративные рельефные накладки. Такие элементы — обычно они бывают разной формы — используют для украшения в ювелирном деле, при изготовлении парадной посуды и даже в архитектуре. В нашем случае атташи изготовлены в виде виноградных листьев, а с широкой стороны листа припаяна балясина, в которую вставлялась ручка в виде лунницы — полумесяца. Ручка сохранилась только одна.
Все эти элементы украшены золотом, оно нанесено тонким слоем поверх металла, из которого изготовлен котел. Такую технику называют плакирование. На виноградном листе древний мастер отчеканил прожилки, а пространство между ними заполнил точечным орнаментом.
Также методом плакировки на котле нанесена широкая лента, а внутри сосуда изображены четыре рыбы, которые плывут друг за другом. В иранской мифологической картине мира гигантская благая рыба Кара обитала в мировой реке Рангхе, омывающей одну сторону мира и выступающей символом края света. Рыба охраняла мировое древо, растущее посреди озера Ворукаша.
На венчике острым инструментом — пуансоном — выбита греческая надпись, которая переводится как «Царя Артевазда. Сделал Ампсалак». Историки в большинстве своём приходят к выводу, что здесь упоминается армянский монарх Артавазд II, который правил между 55 и 34 годами до нашей эры. А погребенный, возможно, принимал участие в походе боспорского царя Фарнака в Малую Азию в 49-47 годах до нашей эры и был знатным воином или, вероятнее всего, вождём одного из сарматских племён.
Котел мог быть изготовлен в Армении: в этой стране уже в ту эпоху были развиты традиции изысканной обработки драгоценных металлов.
В 2005 году котел из собрания Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими ценностями экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.