Город Бухара на территории Узбекистана — один из самых древних в Средней Азии, ему более 2500 лет. Бухарские евреи называли себя «исраэл» или «яхуди» — так звучит по-таджикски слово «еврей». Их культура на протяжении нескольких веков была тесно переплетена с мусульманской, но сохранила свой колорит и национальные особенности.
Повседневный костюм бухарских евреек был похож на традиционную одежду соседнего населения — узбеков и таджиков, но их праздничные наряды различались. Платья бухарских евреек были шире, а их длина доходила до щиколоток. Их шили из полушелковых или шелковых тканей яркой расцветки местного кустарного производства или привозных фабричных материалов: текстильных фабрик в Средней Азии в конце XIX века еще не было.
Шелковое платье было обязательным предметом гардероба каждой бухарской еврейки. Шелк в одежде женщины говорил о достатке ее семьи и, по народным представлениям, обладал магическими свойствами, защищал от злых сил.
Женщины носили по два платья: нижнее было светлым, а верхнее — более насыщенного цвета. Самым популярным оттенком и в мужской, и в женской одежде был вишневый. Поверх праздничного платья бухарские еврейки надевали камзол из однотонных или узорных тканей.
Обязательным атрибутом замужней женщины у бухарских евреев был платок румоли пулакчи из ткани в мелкую сетку. Впервые его надевала невеста во время бракосочетания под свадебным балдахином, который назывался «хупа». Новобрачная носила платок 40 дней после свадьбы, принимала в нем гостей и родственниц.
Платок румоли пулакчи бухарские еврейки носили поверх туппи тос — дословно «круглой шапочки». Ее украшали узором в технике замин дузи —сплошной вышивки золотой нитью. Надевая на голову платок, переднюю расшитую часть шапочки оставляли открытой, а концы платка свободно ниспадали на грудь или были откинуты назад. Замужние женщины вплоть до старости носили платок иначе — перекрестив концы под подбородком и завязав их сзади на шее. Такой головной убор бухарские еврейки надевали по праздникам и торжественным случаям.
Повседневный костюм бухарских евреек был похож на традиционную одежду соседнего населения — узбеков и таджиков, но их праздничные наряды различались. Платья бухарских евреек были шире, а их длина доходила до щиколоток. Их шили из полушелковых или шелковых тканей яркой расцветки местного кустарного производства или привозных фабричных материалов: текстильных фабрик в Средней Азии в конце XIX века еще не было.
Шелковое платье было обязательным предметом гардероба каждой бухарской еврейки. Шелк в одежде женщины говорил о достатке ее семьи и, по народным представлениям, обладал магическими свойствами, защищал от злых сил.
Женщины носили по два платья: нижнее было светлым, а верхнее — более насыщенного цвета. Самым популярным оттенком и в мужской, и в женской одежде был вишневый. Поверх праздничного платья бухарские еврейки надевали камзол из однотонных или узорных тканей.
Обязательным атрибутом замужней женщины у бухарских евреев был платок румоли пулакчи из ткани в мелкую сетку. Впервые его надевала невеста во время бракосочетания под свадебным балдахином, который назывался «хупа». Новобрачная носила платок 40 дней после свадьбы, принимала в нем гостей и родственниц.
Платок румоли пулакчи бухарские еврейки носили поверх туппи тос — дословно «круглой шапочки». Ее украшали узором в технике замин дузи —сплошной вышивки золотой нитью. Надевая на голову платок, переднюю расшитую часть шапочки оставляли открытой, а концы платка свободно ниспадали на грудь или были откинуты назад. Замужние женщины вплоть до старости носили платок иначе — перекрестив концы под подбородком и завязав их сзади на шее. Такой головной убор бухарские еврейки надевали по праздникам и торжественным случаям.