Одеяние замужней еврейской женщины состояло из кофты, юбки, нагрудника, передника и головного убора, реже добавлялась жилетка. Расселение евреев по Центральной и Восточной Европе приводило к заимствованиям в моде у местных народов, но эти предметы оставались обязательными элементами традиционного костюма до начала XX века.
Юбки кроили широкие, а кофты были распашные со скрытой застежкой. Одежду шили из шелка, его считали особенным материалом, наделенным силой против злых духов. Ткань искусно расшивали вручную цветочным орнаментом.
Другим мистическим элементом одежды, способным защитить от сглаза, был нагрудник — брустихл или брустух. Его надевали поверх кофты или жилетки, ярко расшивали, а для праздников тщательно утюжили и крахмалили. Женская обувь была похожа на современные туфли-лодочки и балетки, ее тоже украшали вышивкой.
По закону замужняя женщина должна была ходить с покрытой головой. После свадебной церемонии и традиционного бритья волос она надевала парик, а сверху платок. Повседневным головным убором был тонкий хлопковый платок шлейер с кружевом, покрытый сеткой или вуалью. Концы шлейера спускались на спину, а поверх него голову украшали цветными лентами и специальными подушечками с жемчугом и цветами. Пожилые женщины сворачивали на голове платок в форме тюрбана, это называлось «кнуп».
На праздники женщины надевали звездный платок, или украшение штернтихл. По форме он напоминал корону или венец, был украшен драгоценными камнями и жемчугом. Дополнительно к нему крепились металлические подвески на лбу, висках и возле ушей. У литовских евреек это украшение называлось «бинде». К концу XIX века они изменили форму и походили на жемчужную диадему.
Роскошь и вычурность традиционного женского наряда имела социальные причины. Евреи были ограничены в правах на территориях чужих стран, их положение было ненадежным. Они не могли владеть недвижимостью, поэтому свой капитал буквально носили на себе. По богатству украшений жены обычно судили о кредитоспособности мужа и достатке семьи.
Юбки кроили широкие, а кофты были распашные со скрытой застежкой. Одежду шили из шелка, его считали особенным материалом, наделенным силой против злых духов. Ткань искусно расшивали вручную цветочным орнаментом.
Другим мистическим элементом одежды, способным защитить от сглаза, был нагрудник — брустихл или брустух. Его надевали поверх кофты или жилетки, ярко расшивали, а для праздников тщательно утюжили и крахмалили. Женская обувь была похожа на современные туфли-лодочки и балетки, ее тоже украшали вышивкой.
По закону замужняя женщина должна была ходить с покрытой головой. После свадебной церемонии и традиционного бритья волос она надевала парик, а сверху платок. Повседневным головным убором был тонкий хлопковый платок шлейер с кружевом, покрытый сеткой или вуалью. Концы шлейера спускались на спину, а поверх него голову украшали цветными лентами и специальными подушечками с жемчугом и цветами. Пожилые женщины сворачивали на голове платок в форме тюрбана, это называлось «кнуп».
На праздники женщины надевали звездный платок, или украшение штернтихл. По форме он напоминал корону или венец, был украшен драгоценными камнями и жемчугом. Дополнительно к нему крепились металлические подвески на лбу, висках и возле ушей. У литовских евреек это украшение называлось «бинде». К концу XIX века они изменили форму и походили на жемчужную диадему.
Роскошь и вычурность традиционного женского наряда имела социальные причины. Евреи были ограничены в правах на территориях чужих стран, их положение было ненадежным. Они не могли владеть недвижимостью, поэтому свой капитал буквально носили на себе. По богатству украшений жены обычно судили о кредитоспособности мужа и достатке семьи.