Костюмные комплексы, которые встречались на Южном Урале еще в начале ХХ века, отличались большим разнообразием. Это связано с полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, а также с несколькими волнами переселенческого движения с западной части страны на южноуральские земли. Как иллюстрация этому этнокультурному многообразию Южного Урала в экспозиции музея представлен женский рязанский костюм. Он относится к понёвному типу русской женской одежды, то есть включает в себя рубаху, юбку-понёву, передник, нагрудник, кушак и головной убор. Понёвный тип костюма — самый ранний, его изображения встречаются в древнерусской миниатюре и иконописи уже в X веке. Начиная с XIV столетия этот костюмный комплекс начал постепенно вытесняться другой одеждой, прежде всего сарафаном, и к XVII веку понёва стала принадлежностью только южнорусского костюма. На территории Рязанской губернии сарафанный комплекс стал распространяться не ранее конца XVII — начала XIX века, а понёва вплоть до 1920-х годов оставалась основной одеждой замужней женщины.
Представленный в экспозиции костюм «рязанской бабы» — сборный, составлен из элементов двух понёвных комплексов, которые попали в музей в разное время. Рубаха, передник, головной убор и другие элементы, за исключением юбки-понёвы, поступили в 1958 году от Дарьи Земенковой, которая до переезда в Челябинск в 1939 году жила в селе Дегтяные Борки Рязанской губернии, Сапожковского уезда. Костюм был изготовлен в начале ХХ века и после 1920-х годов уже не носился. Понёва этого комплекса была в ветхом состоянии, и в 1984 году появилась возможность заменить ее на более новую. Юбку передала музею жительница Челябинска Т.М. Шохова. Раньше этот предмет одежды принадлежал А.П. Гаракиной, крестьянке из села Хрущово-Подлесное Рязанской губернии. Она сшила понёву в качестве приданого к своей свадьбе перед началом Первой мировой войны, а впоследствии использовала ее как праздничный наряд.
Костюм представлен в разделе экспозиции, посвященном русскому населению Южного Урала, как яркая иллюстрация культурного разнообразия не только многочисленных народов, проживающих на территории современной Челябинской области, но и внутри этнических групп.
Представленный в экспозиции костюм «рязанской бабы» — сборный, составлен из элементов двух понёвных комплексов, которые попали в музей в разное время. Рубаха, передник, головной убор и другие элементы, за исключением юбки-понёвы, поступили в 1958 году от Дарьи Земенковой, которая до переезда в Челябинск в 1939 году жила в селе Дегтяные Борки Рязанской губернии, Сапожковского уезда. Костюм был изготовлен в начале ХХ века и после 1920-х годов уже не носился. Понёва этого комплекса была в ветхом состоянии, и в 1984 году появилась возможность заменить ее на более новую. Юбку передала музею жительница Челябинска Т.М. Шохова. Раньше этот предмет одежды принадлежал А.П. Гаракиной, крестьянке из села Хрущово-Подлесное Рязанской губернии. Она сшила понёву в качестве приданого к своей свадьбе перед началом Первой мировой войны, а впоследствии использовала ее как праздничный наряд.
Костюм представлен в разделе экспозиции, посвященном русскому населению Южного Урала, как яркая иллюстрация культурного разнообразия не только многочисленных народов, проживающих на территории современной Челябинской области, но и внутри этнических групп.