Нагайбаки — малочисленный народ, который проживает на территории Челябинской области, преимущественно в Нагайбакском и Чебаркульском районах. Основной район их проживания — Нагайбакский, административный центр — село Фершампенуаз. Язык — нагайбакский говор татарского языка. До 1917 года они были своеобразной этноконфессиональной социальной группой в Оренбургской губернии — крещенотатарским казачьим населением. В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.
Исследователь Ирек Атнагулов приводит следующие данные по численности нагайбаков: 1866 год — 4287 человек, 1897 — 7812, 1926 — 7722, 1959 — около 8700, 1979 — около 9700, 1989 — около 12000 человек, 2002 — 9600, 2010 — 8148 человек.
В музее хранится образец старинного национального костюма Южного Урала — женский нагайбакский наряд 1910-х годов. Одежда сшита вручную из тканей домашнего производства. Комплекс состоит из двух предметов: нательного платья-рубахи «кулмэк» и фартука «алчупрэк». Покрой рубахи восходит к традиционному татарскому платью — туникообразный, с узкими манжетами, низким воротом-стойкой и оборкой-лентой по подолу. Обычно в нагайбакском женском костюме использовались две полосы цветных оборок, над ними — полоса кружева, по нижнему краю изделия — полоса тканого узора. Манжеты рукавов и кромка платья подшиты плотной черной бархатной тканью на хлопчатобумажной основе.
Рубаха сшита из темно-красной пестряди в мелкую клетку. Пестрядь — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая. Поверх рубахи надет фартук с узкой грудкой, изготовленный из красной пестряди в более крупную клетку.
Использование красного цвета в одежде нагайбакских женщин связано с его восприятием: именно этот цвет считался наиболее праздничным и нарядным. Из домоткани обычно шили основу изделия, а детали — в данном случае оборки туники, завязки передника — изготавливали из фабричного материала. В полный костюмный комплекс входит также «жилан» — камзол без рукавов из шерстяной или шелковой ткани — и головной убор, соответствующий возрасту и социальному статусу хозяйки.
Исследователь Ирек Атнагулов приводит следующие данные по численности нагайбаков: 1866 год — 4287 человек, 1897 — 7812, 1926 — 7722, 1959 — около 8700, 1979 — около 9700, 1989 — около 12000 человек, 2002 — 9600, 2010 — 8148 человек.
В музее хранится образец старинного национального костюма Южного Урала — женский нагайбакский наряд 1910-х годов. Одежда сшита вручную из тканей домашнего производства. Комплекс состоит из двух предметов: нательного платья-рубахи «кулмэк» и фартука «алчупрэк». Покрой рубахи восходит к традиционному татарскому платью — туникообразный, с узкими манжетами, низким воротом-стойкой и оборкой-лентой по подолу. Обычно в нагайбакском женском костюме использовались две полосы цветных оборок, над ними — полоса кружева, по нижнему краю изделия — полоса тканого узора. Манжеты рукавов и кромка платья подшиты плотной черной бархатной тканью на хлопчатобумажной основе.
Рубаха сшита из темно-красной пестряди в мелкую клетку. Пестрядь — грубая льняная или хлопчатобумажная ткань из разноцветных ниток, обычно домотканая. Поверх рубахи надет фартук с узкой грудкой, изготовленный из красной пестряди в более крупную клетку.
Использование красного цвета в одежде нагайбакских женщин связано с его восприятием: именно этот цвет считался наиболее праздничным и нарядным. Из домоткани обычно шили основу изделия, а детали — в данном случае оборки туники, завязки передника — изготавливали из фабричного материала. В полный костюмный комплекс входит также «жилан» — камзол без рукавов из шерстяной или шелковой ткани — и головной убор, соответствующий возрасту и социальному статусу хозяйки.