На рубеже XIX–XX веков городская татарка носила длинное платье и калфак в виде небольшой шапочки-наколки, расшитой бисером. На витрине представлена реконструкция повседневного наряда горожанки из богатого сословия. Платье приятного оливкового цвета выполнено в прямом крое. Юбка в нижней части расширена и украшена двумя атласными воланами с бахромой. Рукава наряда длинные, а на передней части двумя симметричными рядами пришиты декоративные пуговицы.
Конец XIX и начало XX вв. называют одним из самых интересных эпизодов татарской культуры. Мусульмане Российской Империи принимали активное участие в социальной и культурной жизни государства, поэтому с наступлением эпохи капитализма неизбежным оказалось смешивание татарских традиций и европейских новшеств. Сказалось это не только на образовательной системе и отношениях внутри общества. Западное влияние проявилось и в моде. Изменился мужской и женский костюм, который хоть и не отошел от истоков традиционализма, но претерпел некоторые изменения.
Женщины, особенно городские дамы, изменили крой одежды. Если раньше татарки шили наряды в форме туники, то в конце XIX века они уже носили платья со скошенными плечами, широкими рукавами с присборенной головкой и воротником-стойкой, плавно переходящим в приполку, которая закрывала разрез на груди. Женщины избавились от обязательных нагрудников «изу» и «кукрэче».
Подол юбки в задней части был удлинен. Откорректировать силуэт до нужной формы позволяли специальные фигурные защипы, застроченные на спинке платья. В передней части юбка была собрана на талии, но наибольшее количество складок приходилось на область спины.
Конец XIX и начало XX вв. называют одним из самых интересных эпизодов татарской культуры. Мусульмане Российской Империи принимали активное участие в социальной и культурной жизни государства, поэтому с наступлением эпохи капитализма неизбежным оказалось смешивание татарских традиций и европейских новшеств. Сказалось это не только на образовательной системе и отношениях внутри общества. Западное влияние проявилось и в моде. Изменился мужской и женский костюм, который хоть и не отошел от истоков традиционализма, но претерпел некоторые изменения.
Женщины, особенно городские дамы, изменили крой одежды. Если раньше татарки шили наряды в форме туники, то в конце XIX века они уже носили платья со скошенными плечами, широкими рукавами с присборенной головкой и воротником-стойкой, плавно переходящим в приполку, которая закрывала разрез на груди. Женщины избавились от обязательных нагрудников «изу» и «кукрэче».
Подол юбки в задней части был удлинен. Откорректировать силуэт до нужной формы позволяли специальные фигурные защипы, застроченные на спинке платья. В передней части юбка была собрана на талии, но наибольшее количество складок приходилось на область спины.
Респектабельность и достаток семьи можно было определить по количеству ткани, затраченной на пошив платья.
В выходной наряд татарки обязательно входил калфак из бархата. Изначально это был традиционный головной убор, расшитый узорами, а к 1890-м годам он превратился в декоративное украшение. Миниатюрная наколка удерживалась на голове при помощи мелких крючков, пришитых к изнаночной стороне убора. Любительницы пышных причесок прикрепляли наколку шпильками.
В выходной наряд татарки обязательно входил калфак из бархата. Изначально это был традиционный головной убор, расшитый узорами, а к 1890-м годам он превратился в декоративное украшение. Миниатюрная наколка удерживалась на голове при помощи мелких крючков, пришитых к изнаночной стороне убора. Любительницы пышных причесок прикрепляли наколку шпильками.
На улицу женщина выходила, накинув на калфак красивую шелковую шаль. Модницы начала ХХ века предпочитали шали, изготовленные из шелкового трикотажа. Они были блестящие и эластичные, что позволяло создавать эффектные драпировки.