Находящийся в музейной витрине восьмигранный малоформатный Коран в футляре — образец миниатюрного литографического издания, не уникального, но являющегося одной из ярких примет своего времени. Коранница украшена скромно — изящной чеканкой, сделанной умелыми руками местных мастеров.
До середины XIX века миниатюрный Коран был произведением искусства сродни шедеврам живописи: встречались экземпляры крайне редко и были творениями настоящих виртуозов каллиграфии, ведь написать от руки текст Корана в книжице величиной 3×2 сантиметра мог только гениальный мастер. Для маленьких книжиц даже хранилища придумали: покрытые искусной резьбой или инкрустированные драгоценными камнями футляры-коранницы были настолько хороши, что женщины использовали их как украшение и оберег.
Кроме того, появление футляра напрямую связано с мусульманским ритуалом: прикасаться к Священной книге можно лишь после ритуального омовения. Вложенная в серебряную или кожаную коранницу книга полностью соответствует традициям.
Количество миниатюрных Коранов стало увеличиваться, когда в мусульманских странах распространилось книгопечатание: в конце XIX — начале XX века. Использовали их чаще женщины — в качестве не только образчика Священной книги, но и изящного аксессуара.
Существует предание об императрице Екатерине II, которая использовала миниатюрный Коран с коранницей для награждения призванных на воинскую службу мусульман — ведь награждать их крестом, как православных воинов, было неправильно. А среди воинов, исповедующих ислам, было немало храбрецов, достойных наград. Кто подсказал императрице идею — неведомо, но она была достойной.
Некоторые книги были так малы, что в комплекте с коранницей шло еще и увеличительное стекло, позволяющее читать мелкий, почти микроскопический шрифт. Занесенный в Книгу Гиннесса миниатюрный Коран содержит 300 страниц, его высота всего 2,6 сантиметра, его ширина 1,8 сантиметра, а толщина 1 сантиметр.
Миниатюрные издания Священных книг с удовольствием носили и некоторые известные мужчины. Примером может служить татарский историк, богослов, просветитель Ризаэтдин Фахретдинов, гордившийся напечатанным в Санкт-Петербурге миниатюрным Кораном.
До середины XIX века миниатюрный Коран был произведением искусства сродни шедеврам живописи: встречались экземпляры крайне редко и были творениями настоящих виртуозов каллиграфии, ведь написать от руки текст Корана в книжице величиной 3×2 сантиметра мог только гениальный мастер. Для маленьких книжиц даже хранилища придумали: покрытые искусной резьбой или инкрустированные драгоценными камнями футляры-коранницы были настолько хороши, что женщины использовали их как украшение и оберег.
Кроме того, появление футляра напрямую связано с мусульманским ритуалом: прикасаться к Священной книге можно лишь после ритуального омовения. Вложенная в серебряную или кожаную коранницу книга полностью соответствует традициям.
Количество миниатюрных Коранов стало увеличиваться, когда в мусульманских странах распространилось книгопечатание: в конце XIX — начале XX века. Использовали их чаще женщины — в качестве не только образчика Священной книги, но и изящного аксессуара.
Существует предание об императрице Екатерине II, которая использовала миниатюрный Коран с коранницей для награждения призванных на воинскую службу мусульман — ведь награждать их крестом, как православных воинов, было неправильно. А среди воинов, исповедующих ислам, было немало храбрецов, достойных наград. Кто подсказал императрице идею — неведомо, но она была достойной.
Некоторые книги были так малы, что в комплекте с коранницей шло еще и увеличительное стекло, позволяющее читать мелкий, почти микроскопический шрифт. Занесенный в Книгу Гиннесса миниатюрный Коран содержит 300 страниц, его высота всего 2,6 сантиметра, его ширина 1,8 сантиметра, а толщина 1 сантиметр.
Миниатюрные издания Священных книг с удовольствием носили и некоторые известные мужчины. Примером может служить татарский историк, богослов, просветитель Ризаэтдин Фахретдинов, гордившийся напечатанным в Санкт-Петербурге миниатюрным Кораном.