Корневатик представляет собой плетеный сосуд. Его изготавливали обычно из кедрового корня и черемухового прута. Такой предмет широко использовался обскими финно-уграми — народами ханты и манси. Они применяли его обычно для хранения домашней утвари, боеприпасов, пищевых продуктов.
Лесничий и краевед Александр Александрович Дунин-Горкавич (1854–1927), который объехал в конце XIX — начале XX века почти весь Обской Север, писал: «Сундуки и коробки заменяются у остяков плетеными корневатиками… Корневатики бывают разных форм и величин, но наибольшей прочностью и вместимостью отличаются овальные».
Техника плетения при создании этих предметов состояла в продергивании рабочей ленты в щель, которая проделывалась шилом на оплетке предыдущего витка. После требовалось туго затянуть плетение, чтобы сосуд оставался плотным при высыхании. Форма корневатика могла быть округлой или прямоугольной, это определялось непосредственно формой основы из прута.
Отдельно плелась крышка, которая привязывалась сыромятными ремешками. Из таких же ремней делалась ручка для переноски изделия. Плетение корневатиков было трудоемким процессом и требовало физических усилий, поэтому традиционно считалось мужской работой.
Корневатики широко применялись для хранения различных мелких предметов обихода: наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов. Большие корневатики использовали как сундуки и хранили в них выделанные шкуры, в том числе камус (с голени оленя), а также посуду.
Для хранения ритуальных предметов также плели корневатики. Благодаря высокой гигроскопичности материала (способности поглощать влагу из воздуха), плотному плетению, эти предметы защищали содержимое от порчи и сырости. Их было удобно переносить и брать в поездки.
В XX столетии корневатики утратили свое хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на большей части прежнего ареала. И хотя корневатики хранятся в фондах большинства музеев Ханты-Мансийского округа, современных мастеров осталось очень мало. В 2010 году корневатик номинировался на одно из чудес финно-угорского мира.
Лесничий и краевед Александр Александрович Дунин-Горкавич (1854–1927), который объехал в конце XIX — начале XX века почти весь Обской Север, писал: «Сундуки и коробки заменяются у остяков плетеными корневатиками… Корневатики бывают разных форм и величин, но наибольшей прочностью и вместимостью отличаются овальные».
Техника плетения при создании этих предметов состояла в продергивании рабочей ленты в щель, которая проделывалась шилом на оплетке предыдущего витка. После требовалось туго затянуть плетение, чтобы сосуд оставался плотным при высыхании. Форма корневатика могла быть округлой или прямоугольной, это определялось непосредственно формой основы из прута.
Отдельно плелась крышка, которая привязывалась сыромятными ремешками. Из таких же ремней делалась ручка для переноски изделия. Плетение корневатиков было трудоемким процессом и требовало физических усилий, поэтому традиционно считалось мужской работой.
Корневатики широко применялись для хранения различных мелких предметов обихода: наконечников стрел, кусков рога, бляшек, инструментов. Большие корневатики использовали как сундуки и хранили в них выделанные шкуры, в том числе камус (с голени оленя), а также посуду.
Для хранения ритуальных предметов также плели корневатики. Благодаря высокой гигроскопичности материала (способности поглощать влагу из воздуха), плотному плетению, эти предметы защищали содержимое от порчи и сырости. Их было удобно переносить и брать в поездки.
В XX столетии корневатики утратили свое хозяйственное значение. Постепенно ремесло исчезло на большей части прежнего ареала. И хотя корневатики хранятся в фондах большинства музеев Ханты-Мансийского округа, современных мастеров осталось очень мало. В 2010 году корневатик номинировался на одно из чудес финно-угорского мира.