В шести километрах от села Троицкое в Республике Хакасия находится небольшой горный хребет Бояры, который тянется вдоль реки Енисей. В нем есть скальные выходы, покрытые уникальными рисунками — петроглифами. Слово «петроглиф» дословно переводится с греческого как «вырезанный в камне». Наскальную живопись также называют писаницей.
Боярская писаница была открыта в 1904 году сибирским ученым Александром Адриановым. Полвека спустя его исследования продолжили студенты Московского высшего художественно-промышленного училища. В разные годы Боярскую писаницу исследовали десятки крупных советских историков и археологов.
В музее представлена документальная реконструкция петроглифов, сделанных в VII–II веках до нашей эры. В период раннего железного века на территории Минусинской котловины процветала тагарская культура. Основным занятием тагарцев было скотоводство, поэтому на их петроглифах часто изображен скот. Фигуры животных показаны в профиль, они динамичны, полны экспрессии, точны в нюансах. Люди, напротив, изображены условно, лаконично, почти схематично.
Наскальные рисунки высекали точечной техникой: древний художник наносил множество прямых или чуть наклонных ударов по обуху острого металлического орудия. В результате тысяч ударов формировались контурные и силуэтные изображения с выщербленной шероховатой поверхностью. Большинство рисунков Боярской писаницы сделаны силуэтом, детали бывают проработаны внутри домов и котлов.
Тагарские петроглифы не изолированы друг от друга, а составляют единые сюжеты и композиции. В них зашифрован поселок древних жителей Среднего Енисея, их жилища, скот, домашняя утварь, оружие, а также сами художники. На представленном фрагменте видны три всадника на лошадях и один на северном олене, они гонят оленье стадо к бревенчатым домам. В центре изображены большие рубленые избы с покатыми крышами и конические постройки, напоминающие юрты. Около жилищ — животные: бараны с мощными крутыми рогами и короткими хвостиками, козлы с бородками и загнутыми назад рогами.
Слева человек в своеобразном головном уборе гонит к домам крупный рогатый скот. Наверху снова дома, котлы, бараны, лошади, одна из которых оседлана. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, вероятно, нагайку. Поблизости — человек в остроконечном головном уборе с натянутым луком в одной руке и, предположительно, посохом в другой, у его ног — собака.