В кабинете представлена копия иллюстрации Александра Земцова к повести уральского писателя Федора Решетникова «Подлиповцы» — «Пила и Сысойко у могилы Апроськи». Иллюстрация отражает одну из кульминационных сцен повести. Главные герои, крестьяне Пила и Сысойко, только что похоронив Апроську, дочь Пилы, прощаются с ней: «Ведь вот Апроська-то жила-жила, а теперь вот тут… — говорил Пила и плакал. <…> Вдруг Сысойке послышался стон из земли, он пустился бежать и, запнувшись о пень, упал.— Эк те бросило! — хохотал Пила. — Пишшит!.. Ай, пишшит! — кричал Сысойко».
Далее происходит нечто очень странное и пугающее: «Пила услыхал из могилы стон и стук… Пилу морозом обдало, он не мог двинуться с места… Из могилы раздался еще глухой, протяжный стон, похожий на визг. Пила бежал. Добежав до ворот, он закричал: „Сысойко! беда!“<…> „Уж не Апроська ли?.. — сказал вдруг Пила.— Леший! Право… черт! Подем, поглядим тамока“, — уговаривал Сысойку Пила. Сысойко не шел».
За кадром осталась авторская позиция, выраженная в словах повествователя: «Предмет любви Пилы и Сысойки — Апроська — была живая похоронена. Интересно было бы знать, что бы сталось с ними тогда, когда бы она пробудилась от летаргии в то время, как Пила ладил веревку обвязывать гроб. Вероятно, они разбежались бы, а может быть, и убили бы ее». После смерти Апроськи Пила и Сысойко уже не могли жить в деревне Подлипной. Развязкой стал разрыв героев с этим гибельным местом и уход в далекое, не знакомое для них бурлачество.
Автор иллюстрации Александр Земцов учился в Петербургской академии художеств. За рисунки с натуры и эскизы он получил множество академических медалей — малых и больших серебряных. В 1880–1890-е годы он выполнял рисунки для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Новь» и «Нива». Земцов иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Кондратия Рылеева. Также он участвовал в иллюстрировании «Большого альбома к сочинениям А.С. Пушкина» и юбилейного альбома, приуроченного к столетию со дня рождения поэта.
Далее происходит нечто очень странное и пугающее: «Пила услыхал из могилы стон и стук… Пилу морозом обдало, он не мог двинуться с места… Из могилы раздался еще глухой, протяжный стон, похожий на визг. Пила бежал. Добежав до ворот, он закричал: „Сысойко! беда!“<…> „Уж не Апроська ли?.. — сказал вдруг Пила.— Леший! Право… черт! Подем, поглядим тамока“, — уговаривал Сысойку Пила. Сысойко не шел».
За кадром осталась авторская позиция, выраженная в словах повествователя: «Предмет любви Пилы и Сысойки — Апроська — была живая похоронена. Интересно было бы знать, что бы сталось с ними тогда, когда бы она пробудилась от летаргии в то время, как Пила ладил веревку обвязывать гроб. Вероятно, они разбежались бы, а может быть, и убили бы ее». После смерти Апроськи Пила и Сысойко уже не могли жить в деревне Подлипной. Развязкой стал разрыв героев с этим гибельным местом и уход в далекое, не знакомое для них бурлачество.
Автор иллюстрации Александр Земцов учился в Петербургской академии художеств. За рисунки с натуры и эскизы он получил множество академических медалей — малых и больших серебряных. В 1880–1890-е годы он выполнял рисунки для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Новь» и «Нива». Земцов иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Кондратия Рылеева. Также он участвовал в иллюстрировании «Большого альбома к сочинениям А.С. Пушкина» и юбилейного альбома, приуроченного к столетию со дня рождения поэта.