Дуга — один из элементов русской оглобельно-дуговой конской упряжи. Считается, что дуги были переняты русским населением в XII–XIII веках от соседей — финнов и карел. Чаще всего предмет использовался для запряжки лошади в сани или колесную повозку.
Дуга заужена по центру и расходится по краям. Внешне большая дуга напоминает коромысло. Такая форма нужна была для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей. Основная функция такой дуги для лошади — амортизация толчков повозки при движении. Помимо амортизации, дуга поддерживала баланс груза и распределяла его равномерно.
Размер дуги зависел от габаритов лошади и повозки. Также различали дуги для одиночной запряжки и для тройки. Экспонат, представленный в коллекции Музея Федора Решетникова, служил для запряжки трех лошадей. Центральная (или коренная) лошадь располагалась непосредственно под дугой. Двух других пристегивали по обеим сторонам к оглоблям.
Зачастую эту часть упряжи украшали красивой национальной росписью или резьбой по дереву. Считалось, что такие украшения отпугивают злых духов, способствуют удаче в дороге. На каждой рабочей дуге можно увидеть небольшое металлическое кольцо. Оно крепилось к верхней части дуги и предназначалось для колокольчика или бубенца. Такое колечко называется «зга», слово происходит от старорусского «стьга», что означает «дорога». В выражении «ни зги не видно» речь идет как раз об этом кольце. Если в плохую погоду возница едва различал кольцо, он понимал, что и лошадь плохо разбирает дорогу.
Изготовление дуги начинали с выбора дерева. Считалось, что больше всего для этой цели подходит ветла или вяз. Вяз отличается прочностью, а ветла — легкостью; если дуга была сделана из ветлы, лошади было легче тянуть повозку. Однако дуги делали также из березы, дуба или лещины. Перед загибанием дуги заготовку из дерева распаривали в парилке или в бане. После ее помещали в специальный станок, где дуга принимала необходимую форму и при этом не ломалась. Загибали дугу при помощи лошадиной силы: силы человека для этого процесса недостаточно.
Дуга заужена по центру и расходится по краям. Внешне большая дуга напоминает коромысло. Такая форма нужна была для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей. Основная функция такой дуги для лошади — амортизация толчков повозки при движении. Помимо амортизации, дуга поддерживала баланс груза и распределяла его равномерно.
Размер дуги зависел от габаритов лошади и повозки. Также различали дуги для одиночной запряжки и для тройки. Экспонат, представленный в коллекции Музея Федора Решетникова, служил для запряжки трех лошадей. Центральная (или коренная) лошадь располагалась непосредственно под дугой. Двух других пристегивали по обеим сторонам к оглоблям.
Зачастую эту часть упряжи украшали красивой национальной росписью или резьбой по дереву. Считалось, что такие украшения отпугивают злых духов, способствуют удаче в дороге. На каждой рабочей дуге можно увидеть небольшое металлическое кольцо. Оно крепилось к верхней части дуги и предназначалось для колокольчика или бубенца. Такое колечко называется «зга», слово происходит от старорусского «стьга», что означает «дорога». В выражении «ни зги не видно» речь идет как раз об этом кольце. Если в плохую погоду возница едва различал кольцо, он понимал, что и лошадь плохо разбирает дорогу.
Изготовление дуги начинали с выбора дерева. Считалось, что больше всего для этой цели подходит ветла или вяз. Вяз отличается прочностью, а ветла — легкостью; если дуга была сделана из ветлы, лошади было легче тянуть повозку. Однако дуги делали также из березы, дуба или лещины. Перед загибанием дуги заготовку из дерева распаривали в парилке или в бане. После ее помещали в специальный станок, где дуга принимала необходимую форму и при этом не ломалась. Загибали дугу при помощи лошадиной силы: силы человека для этого процесса недостаточно.