Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музей Ф.М. Решетникова»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Дуга от конской упряжи

Время создания
конец ХIХ века
Размер
65х147х6 см
Техника
дерево, гнутье
0
Открыть в приложении
#3
Дуга от конской упряжи
#4
Дуга — один из элементов русской оглобельно-дуговой конской упряжи. Считается, что дуги были переняты русским населением в XII–XIII веках от соседей — финнов и карел. Чаще всего предмет использовался для запряжки лошади в сани или колесную повозку.

Дуга заужена по центру и расходится по краям. Внешне большая дуга напоминает коромысло. Такая форма нужна была для того, чтобы при попадании телеги или повозки в яму, оглобли не били лошадь и не натирали ей. Основная функция такой дуги для лошади — амортизация толчков повозки при движении. Помимо амортизации, дуга поддерживала баланс груза и распределяла его равномерно.

Размер дуги зависел от габаритов лошади и повозки. Также различали дуги для одиночной запряжки и для тройки. Экспонат, представленный в коллекции Музея Федора Решетникова, служил для запряжки трех лошадей. Центральная (или коренная) лошадь располагалась непосредственно под дугой. Двух других пристегивали по обеим сторонам к оглоблям.

Зачастую эту часть упряжи украшали красивой национальной росписью или резьбой по дереву. Считалось, что такие украшения отпугивают злых духов, способствуют удаче в дороге. На каждой рабочей дуге можно увидеть небольшое металлическое кольцо. Оно крепилось к верхней части дуги и предназначалось для колокольчика или бубенца. Такое колечко называется «зга», слово происходит от старорусского «стьга», что означает «дорога». В выражении «ни зги не видно» речь идет как раз об этом кольце. Если в плохую погоду возница едва различал кольцо, он понимал, что и лошадь плохо разбирает дорогу.

Изготовление дуги начинали с выбора дерева. Считалось, что больше всего для этой цели подходит ветла или вяз. Вяз отличается прочностью, а ветла — легкостью; если дуга была сделана из ветлы, лошади было легче тянуть повозку. Однако дуги делали также из березы, дуба или лещины. Перед загибанием дуги заготовку из дерева распаривали в парилке или в бане. После ее помещали в специальный станок, где дуга принимала необходимую форму и при этом не ломалась. Загибали дугу при помощи лошадиной силы: силы человека для этого процесса недостаточно.
#5
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Дуга от конской упряжи

Время создания
конец ХIХ века
Размер
65х147х6 см
Техника
дерево, гнутье
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%