В России были широко распространены ямские колокольчики, которые использовались как атрибут конской упряжи. Они различались формой, размером, громкостью звука. Самыми большими и нарядными были поддужные колокольчики. Именно к этой категории относится представленный экспонат.
Такой колокольчик укреплялся под дугой курьерских и почтовых лошадей — отсюда и название «поддужный». Колокольчик выполнял, прежде всего, сигнальную функцию и обеспечивал первоочередность проезда: звон оповещал пешеходов и экипажи о приближении курьерской или почтовой повозки. Так, колокольчик стал символом почты.
Такой колокольчик укреплялся под дугой курьерских и почтовых лошадей — отсюда и название «поддужный». Колокольчик выполнял, прежде всего, сигнальную функцию и обеспечивал первоочередность проезда: звон оповещал пешеходов и экипажи о приближении курьерской или почтовой повозки. Так, колокольчик стал символом почты.
Первым центром производства поддужных колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии. Первый валдайский датированный колокольчик отлит в 1802 году. Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в Тюмени, Касимове, Пурехе. На старых колокольчиках можно увидеть такие надписи: «Езжай — поспешай, звони — утешай», «Звенит — потешает, ездить поспешает», «Звону много — веселей дорога».
На колокольчиках иногда встречаются номера. Колокольчики с одинаковой толщиной стенок могли иметь разную высоту и диаметр. Эти размеры характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку размер связан со звуком: то чем больше номер, тем выше тональность.