В музее им. Н.Г. Полетаева представлен необычный экспонат — металлическое колесо от тачки, которая использовалась при строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги.
Тачка представляет собой небольшое ручное транспортное средство с кузовом, одним или двумя колесами, предназначенное для толкания и управления одним человеком с помощью двух ручек. Двухколесный тип более устойчив на ровном месте, а одноколесный обладает лучшей маневренностью в небольших пространствах, на досках, в воде, или когда наклонная земля может вывести груз из равновесия. Использование одного колеса также позволяет лучше контролировать размещение груза при опорожнении тачки.
Первые упоминания об этом инструменте были найдены при раскопках античных греческих городов. Найденные здесь древние свитки содержали информацию о похожих устройствах, датируемых началом V века до нашей эры. Существуют предположения, что тачку придумали в Китае. Правда, это было уже позднее, во II–III веках нашей эры. Но логичнее считать, что устройство могло быть изобретено намного раньше, сразу же после изобретения колеса, примерно в 3200 г. до нашей эры, когда в Месопатамии на территории современного Ирака начали появляться колесницы.
Деревянные тачки с металлическим колесом активно использовались и в начале ХХ века. Например, при строительстве Армавир-Туапсинской железной дороги.
Эта дорога имела огромное значение для экономического развития Северного Кавказа и всего черноморского побережья.
История железнодорожного пути берет свое начало в 1908 году, когда акционерное общество инженера Петра Николаевича Перцова получило от правительства разрешение на строительство железной дороги, соединяющей Армавир с Туапсе.
По топографическим условиям и характеру работ дорога делилась на две части: равнинную — от станции Армавир до станции Белореченской и горную — от станции Белореченская до станции Туапсе. На горном участке строительство было затруднено из-за сложных геологических условий местности. В этой части дорога, извиваясь то по одному, то по другому косогору реки Пшиш, проходила через два тоннеля длиною в 458 и 509 саженей. Полное движение здесь было открыто лишь в феврале 1915 года. А вот работы на равнинной части производились настолько успешно, что уже к осени 1910 года стало возможным открыть по ней временное движение поездов.
Строительство железной дороги оживило Туапсе. В нем началась бурная общественная, культурная, а также курортная жизнь. Дорога соединила богатейшие районы Северного Кавказа с Владикавказской железнодорожной магистралью и портом Туапсе. Она имела общегосударственное значение, способствуя освоению Кавказского побережья Чёрного моря и Майкопских нефтяных промыслов.