Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Югорское наследие»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Височное кольцо, Подвески, Пряжка с орнаментом

1
Открыть в приложении
#1
Височное кольцо, Подвески, Пряжка с орнаментом
#26
Височное кольцо
#25
Люди изготавливали и носили украшения с древних времен: возраст самых ранних бусин-ракушек составляет 75 тысяч лет. Изначально в качестве аксессуаров использовали примитивные материалы: перья, камни, живые и засушенные цветы. Затем начали применять металлы, а впоследствии и их сплавы. Со временем ювелиры стали изготавливать все более сложные и искусные украшения, произведения ювелирного искусства.

Одним из древнейших украшений считаются височные кольца, которые известны еще с бронзового века. Их крепили на ленту или ремешок возле висков по одной или по несколько пар одновременно, а иногда вплетали сразу в волосы. Вес одного кольца — 24,07 грамма, примерно столько весит чайная ложка. Головные ленты с несколькими парами височных колец были довольно тяжелыми.

Височные кольца встречаются во многих археологических культурах, у разных народов. Археологи находят бусинные височные кольца на территории европейской части России, Средней Азии, Западной Сибири. У каждого племени была своя особая форма колец. Например, женщины славянского племенного союза вятичей носили кольца с семью лепестками, а северяне изготавливали их в виде спирали. Трехбусинные височные кольца, которые встречаются в Западной Сибири, были в ходу и у дреговичей.

Височные кольца обнаруживают в основном в погребениях молодых женщин. В могилах маленьких девочек и пожилых женщин встречаются другие типы колец.

Кольца до сих пор вызывают у ученых большое количество вопросов. Исследователи считают, что изделия из драгоценных металлов в этих местах оказались благодаря торговле местного населения с жителями Прикамья. А украшения изготовлены прикамскими, русскими и булгарскими мастерами.

Трехбусинные височные кольца, которые представлены в экспозиции «Югорское наследие», выполнены в техниках литья, скани и серебрения. Их обнаружили при раскопках археологического памятника Кинтусовское 4 в верхнем течении реки Большой Салым. Возраст этих колец — около 500 лет. Возможно, височные кольца из фондов музейного комплекса принадлежали состоятельной молодой представительнице княжеского рода средневекового периода.
#18
Полное наименование: Кольца височные трехбусинные
Дата создания: XV–XVI век
Техника: литье, скань, серебрение
Место создания: Волжская Булгария
Размеры: диаметр 5,4 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#24
Лапчатая подвеска
#23
Культ водоплавающих птиц был распространен у многих народов на территории Западной Сибири. История их почитания насчитывает не одно тысячелетие. На формирование этого культа повлияло представление древних жителей Сибири о мироустройстве. Обские угры — так называли народы ханты и манси — считали, что мироздание трехуровневое. Каждое животное обитало на своем ярусе, и только водоплавающим птицам были доступны все три этажа: небо верхнего мира, земная твердь среднего и водная гладь нижнего. Так зародилась идея о посреднической роли птиц между мирами.

Водоплавающие птицы появлялись и в древних легендах. Например, у обских угров главным персонажем мифа о зарождении земли была гагара-лули (в других источниках упоминается кулик). Много лет назад птица достала кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек рос в длину и в ширину и превратился в сушу. Другая легенда гласила, что утка снесла яйцо и оно стало материками среди древнего океана.

Расцвет культа пришелся на Средневековье: именно тогда птицу чаще всего изображали на нагрудных, поясных и обувных украшениях.

Бронзовые лапчатые подвески на раскопках в Западной Сибири встречаются очень часто, находят их и на территории Нефтеюганского района. Исследователи полагают, что родина таких подвесок — Среднее Прикамье. Прототипы этих украшений появились еще до нашей эры.

Сейчас средневековая мелкая металлопластика встречается в качестве культовых атрибутов в домашних святилищах хантов. Ей украшали женские швейные мешки и использовали в качестве оберегов, подвязывая к детским колыбелям.

Изделие, представленное в экспозиции «Югорское наследие», предположительно, было изготовлено в Прикамье в X–XV веке, а в Нефтеюганском районе оказалось в результате меновой торговли. Предмет обнаружили на территории, прилегающей к реке Большой Балык, во время археологической экспедиции Центра по охране и использованию историко-культурного наследия. В 1997 году «лапку» передали на хранение в Нефтеюганский краеведческий музей (ныне Музей реки Обь).

Бронзовая подвеска представляет собой изображение лапки водоплавающей птицы. Внешняя поверхность украшена рельефным узором. Вверху — отверстие для подвешивания на одежду и ложные косы.
#6
Полное наименование: Лапчатая подвеска
Дата создания: X–XV век нашей эры
Техника: литье
Место создания: Прикамье
Размеры: 4,3×2,7 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#22
Шумящая подвеска
#21
У северных народов считалось, что звон металла отпугивает злых духов, поэтому звенящие украшения носили часто, особенно шаманы, женщины и дети. Эти изделия состояли из нескольких элементов или имели подвески, которые при ходьбе издавали гремящий звук.

Шумящие подвески из коллекции музея появились в средневековом периоде и относятся к кинтусовской культуре. Кинтусовской культурой называют комплекс находок, датированный IX–XIII веками нашей эры. Памятник этого периода известен историкам как Кинтусовский могильник — впервые его исследовали в 1911 году. Сейчас он переименован и называется «Ансамбль Кинтусовское 4». Памятник включает в себя селище, городище, кладбище и святилище, которые хоть и датируются разными периодами, но располагаются на одной территории.

Украшения, найденные в могильнике, отличаются художественной выразительностью, поэтому археологи предполагают, что их изготовили мастера Волжской Булгарии. Работа с металлом — одно из древних ремесел булгарского народа. Ученые отмечают, что волжские мастера владели практически всем арсеналом ювелирного искусства той поры, что и прославило их на весь мир. Произведения булгарского искусства вывозили в Прибалтику, Западную Европу, в страны Ближнего и Среднего Востока, продавали их в Сибири и Южном Приуралье. Состоятельные жители Западной Сибири обменивали пушнину на изысканные украшения признанных мастеров.

Щиток бронзовой подвески из нефтеюганской коллекции орнаментирован в центре узором из металлических жемчужин (перлов) в виде пирамидки. Перлы окаймлены имитацией витого шнура. Таким же кантом оформлен внешний край щитка. Вверху щитка расположена петелька, а снизу к нему крепятся цепочки из шести звеньев. Одна из трех цепочек утеряна. Возможно, в погребение украшение попало уже в таком состоянии. Существует древняя традиция, согласно которой предметы сознательно портили перед тем, как похоронить вместе с человеком. Делали это для того, чтобы в другом мире изделия могли принять свой «настоящий» вид и служить усопшему так же, как это было в мире живых.
#9
Полное наименование: Шумящая подвеска
Дата создания: X–XIII век
Техника: литье
Место создания: Волжская Булгария
Размеры: щиток — 3,2×2,2 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#20
Пряжка с зооморфным орнаментом
#19
Пермский звериный стиль — разновидность бронзовой металлопластики средневековых уральских мастеров. Этот вид литья был распространен в VI–XIII веках в Приуралье, Зауралье и таежной части реки Обь. Изделия находят в составе кладов, в погребениях, на местах, где некогда располагались металлургические комплексы. Исследователи предполагают, что в металле были отображены духи, родовые и личные тотемы — существа или предметы, которых считали родоначальниками или покровителями племен. Такие изделия носили культовый характер, их использовали в сакральных ритуалах — например, во время общения шамана с миром духов.

Чаще всего в пермском зверином стиле встречались сюжеты с участием медведя и лося. Культ лося у хантов, населяющих Нефтеюганский район, в наши дни выражен уже не так ярко. Однако культ медведя сохраняется не одно тысячелетие. У хантов и некоторых других коренных народов Западной Сибири и в наши дни проводят «Медвежий праздник» — комплекс обрядов, который следует после удачной охоты на медведя. Тушу животного разделывают, шкуру укладывают в жертвенную позу — голова между двумя передними лапами, — а мясо варят. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

В экспозиции «Югорское наследие» представлена ажурная бронзовая пряжка с зооморфным орнаментом. Она поступила в фонды Музея реки Обь в 1997 году после раскопок археологического памятника Кинтусовское 4 близ озера Сырковый Сор. Наружная сторона пряжки отполирована, внутренняя не обработана. На щитке изображение распластанной фигуры медведя в жертвенной позе. Передние лапы медведя покрыты орнаментом — рядом из круглых полубусин. Такой же кант тянется вдоль позвоночника и в месте соединения с приемником. На рамке — изображение двух лосиных голов, обращенных в противоположные стороны.

Образ медведя в представлении средневековых жителей Салымского края выполнял защитную и магическую функции, считался мужским знаком. Изображение этого зверя на ременной пряжке охотника должно было защитить его от злых духов и принести удачу на промысле.
#11
Полное наименование: Пряжка с зооморфным орнаментом
Дата создания: X–XIII век
Техника: литье
Место создания: Прикамье
Размеры: 7×3,8×0,3 см
Коллекция: Историко-художественный музейный комплекс
Правообладатель изображений: Историко-художественный музейный комплекс
#17
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Височное кольцо, Подвески, Пряжка с орнаментом

1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%